Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №13
пгт. Дружинино
РАССМОТРЕНО
на Педагогическом
совете
протокол № 1 от 30.08.2023
Приказ № 2-од от 01.09.2023
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ
8 класс
2023
Пояснительная записка.
Перечень нормативных документов, используемых для составления рабочей
программы:
Рабочая программа по химии для основной школы составлена на основе:
Фундаментального ядра содержания общего образования и в соответствии с
Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897);
Федерального Закона от 29 декабря 2012 года, №273 (Федеральный закон «Об образовании
в РФ»);
Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном
государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также
учитываются идеи развития и формирования универсальных учебных действий для основного
общего образования.
Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об
утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189;
Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального
перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования»
Учебного плана МКОУ СОШ №13 пгт. Дружинино на 2023-2042уч. год;
За основу рабочей программы взята программа
курса химии для
8-9 классов
общеобразовательных учреждений, опубликованная издательством «Просвещение» в 2013 году
(Сборник программ курса химии к учебникам химии авторов Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана для 89 классов).
Цели обучения с учетом специфики учебного предмета
Основные цели изучения химии направлены:
на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии,
химической символике;
на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить
химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и
уравнений химических реакций;
на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в
процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в
соответствии с возникающими жизненными потребностями;
на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных
компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
на применение полученных знании и умений для безопасного использования
веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения
практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред
здоровью человека и окружающее среде.
Задачи обучения.
Одной из важнейших задач основного общего образования является подготовка
обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.
Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения,
использовать приобретенный в школе опыт в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в воспитание и развитие
обучающихся; она призвана вооружить их основами химических знаний, необходимых для
повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования этих знаний, а
также способствовать безопасному поведению в окружающей среде и бережному отношению к
ней. Развитие познавательных интересов в процессе самостоятельного приобретения химических
знаний и использование различных источников информации, в том числе компьютерных.
Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества,
необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.
Общая характеристика учебного предмета.
В содержании данного курса представлены основополагающие теоретические сведения по
химии, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения,
исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях
получения веществ, материалов, энергии.
Содержание учебного предмета включает сведения о неорганических веществах, их
строении и свойствах, а также химических процессах, протекающих в окружающем мире.
Наиболее сложные элементы Фундаментального ядра содержания общего образования по химии,
такие, как основы органической и промышленной химии, перенесены в программу средней
(полной) общеобразовательной школы.
Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное
учение, периодический закон Д.И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах
химической связи, закономерностях протекании химических реакций.
В изучении курса значительна роль отводится химическому эксперименту: проведению
практических и лабораторных работ и описанию их результатов; соблюдению норм и правил
поведения в химических лабораториях.
Общая характеристика учебного процесса:
Основные технологии обучения:
Программа курса «Химии» построена на основе спиральной модели, предусматривающей
постепенное развитие и углубление теоретических представлений при линейном ознакомлении с
эмпирическим материалом
Тесты, самостоятельные работа, контрольные работы, устный опрос, защита проекта.
Преобладающими формами текущего контроля УУД
являются самостоятельные и
контрольные работы, различные тестовые формы контроля. Промежуточная аттестация
проводится согласно локальному акту образовательного учреждения в форме контрольных работ,
зачётный урок – в форме тестирования – в конце года.
Содержание программы носит развивающий характер. Для организации процесса обучения
используются основные технологии обучения: личностно-ориентированные технологии,
интерактивные технологии, исследовательские методы, проектные методы, игровые технологии,
кейс метод.
Логические связи предмета «Химия» с остальными предметами учебного плана:
В программе учитывается реализация межпредметных связей с курсом физики (7 класс) и
биологии (6-7 классы), где дается знакомство с строением атома, химической организацией клетки
и процессами обмена веществ.
Планирование включает реализацию межпредметных связей химии с курсами: физики,
биологии, географии, экологии в соответствующих темах уроков в 8 – 9 классе.
экология
Хемофобия,
хемофилия
Решение
глобальных
региональных,
локальных
проблем;
безотходные
технологии; охрана
атмосферы,
физика
Строение
атома
(ядро,
электроны)
Важнейшие
открытия в физике,
Электронны
й, атомно-силовой
микроскопы;
ядерный реактор;
Силы
в
биология
Химическая
организация
клетки
(органические вещества,
минералы,
клетчатка);
обмен веществ; катализ
человек
и
окружающая среда;
фотосинтез
география
Месторождения
полезных
ископаемых
мира, региона, страны;
Условия
среды;
почвы
Атмосфера,
гидросфера;
Минеральное
и
органическое сырье;
Химическая
гидросферы, почвы, природе
химические
загрязнения
промышленность
(металлургия,
нефтепереработка,
переработка газа, угля,
гидрометаллургия,
производство
минеральных удобрений,
машиностроение)
Описание места учебного предмета «Химия» в учебном плане
В соответствии с учебным планом МКОУ СОШ №13 пгт. Дружинино на изучение химии в
8 классе отводится 2 часа в неделю, 68часов в год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
«Химия»
Для сознательного освоения предмета «Химия» в школьный курс включены обязательные
компоненты содержания современного химического образования:
1) химические знания (теоретические, методологические, прикладные, описательные —
язык науки, аксиологические, исторические и др.);
2) различные умения, навыки (общеучебные и специфические по химии);
3) ценностные отношения (к химии, жизни, природе, образованию и т. д.);
4) опыт продуктивной деятельности разного характера, обеспечивающий развитие
мотивов, интеллекта, способностей к самореализации и других свойств личности ученика;
5) ключевые и учебно-химические компетенции.
В качестве ценностных ориентиров химического образования выступают объекты,
изучаемые в курсе химии, к которым у обучающихся формируется ценностное отношение. При
этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в
группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания.
Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения химии, проявляются
в признании:
ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
ценности химических методов исследования живой и неживой природы.
Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса химии позволяет
сформировать:
уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
понимание необходимости здорового образа жизни;
потребность в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ
в повседневной жизни;
сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс химии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу
которых составляют процесс общения, грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации
курса способствуют:
правильному использованию химической терминологии и символики;
развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента,
участвовать в дискуссии;
развитию умения открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку
зрения.
Результаты освоения учебного предмета «Химия».
Изучение химии в основной школе дает возможность достичь следующих результатов в
направлении личностного развития:
1.
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважению к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;
2.
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному,
языковому и духовному многообразию современного мира;
3.
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих
профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению
индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных
интересов;
4.
формирование коммуникативной компетентности в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
5.
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
6.
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе
развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными
инструментами и техническими средствами информационных технологий;
7.
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности
жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
8.
развитие готовности к решению творческих задач, умения находить
адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и
внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно
принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная
поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п. )
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы
основного общего образования являются:
1.
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний,
организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2.
умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного
анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения
цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию
в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
3.
умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать
определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить
эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и
заключения;
4.
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
5.
формирование и развитие компетентности в области использования
инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и
программного обеспечения) как инструментально основы развития коммуникативных и
познавательных универсальных учебных действий;
6.
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
7.
умение извлекать информацию из различных источников (включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно
пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать
нормы информационной избирательности, этики;
8.
умение на практике пользоваться основными логическими приемами,
методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и
др.;
9.
умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о
здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и
социального взаимодействия;
10.
умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе
проектные;
11.
умение самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и
действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность
результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру
фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои
возможности в достижении цели определенной сложности;
12.
умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на
основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной
деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение,
корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров, в том числе
в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета
интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов
разрешения конфликтов.
Предметными результатами освоения Основной образовательной программы основного
общего образования являются:
1. формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах,
их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и
символическим языком химии;
2. осознание объективно значимости основ химической науки как области
современного естествознания, химических превращений органических и неорганических
веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о
материальном единстве мира;
3. овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и
объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного
обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и
планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей
среды;
4. формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми
химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины
многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость
применения веществ от их свойств;
5. приобретения опыта использования различных методов изучения веществ;
наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с
использованием лабораторного оборудования и приборов;
6. умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах,
связанных с веществами и лабораторным оборудованием;
7. овладение приемами работы с информацией химического содержания,
представленной в разно форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем,
фотографий и др.)
8. создание основы для формирования интереса к расширению и углублению
химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень
среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы свое
профессиональной деятельности;
9. формирование представлений о значении химической науки в решении современных
экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических
катастроф.
Поурочно-тематическое планирование
№
урока
Раздел и тема урока
Первоначальные химические понятия
Часы
22ч
1.
Предмет химии. Вещества и их свойства
2
Методы познания в химии
3
Практическая работа №1. Приемы безопасной работы с
оборудованием и веществами. Строение пламени
4
Чистые вещества и
5
Практическая работа №2. Очистка загрязненной поваренной
соли
6
Физические и химические явления. Химические реакции
7
Атомы, молекулы и ионы
8
Вещества молекулярного и немолекулярного строения
9
Простые и сложные вещества. Молекулы и атомы
10
Химические элементы
11
Относительная атомная масса.
12
Знаки химических элементов
13
Закон постоянства состава
14
Химические формулы. Относительная молекулярная масса
15
Вычисления по химическим формулам
16
Валентность
17
Составление химических формул по валентности. Название
бинарных соединений
18
Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ
19
Химические уравнения
20
Типы химических реакций
21
Обобщение знаний по теме «Первоначальные химические
понятия»
22
Контрольная работа №1
смеси
Кислород. Оксиды. Горение
23
Кислород. Получение. Физические свойства
24
Химические свойства кислорода. Оксиды. Круговорот кислорода
в природе
25
Практическая работа №3 Получение и свойства кислорода
26
Озон. Аллотропия кислорода
5ч
27
Воздух и его состав. Горение веществ в воздухе
Водород
28
Водород. Физические свойства. Получение
29
Химические свойства водорода. Применение
30
Практическая работа №4 Получение водорода и изучение его
свойств
Вода. Растворы. Основания
31
Вода
32
Химические свойства воды и применение воды
33
Вода-растворитель. Растворы
34,35
Массовая доля растворенного вещества
36
Практическая работа №5. Приготовление раствора с
определенной массовой долей растворенного вещества(соли)
37
Контрольная работа №2
Количественные отношения в химии
38
Количество вещества. Моль. Молярная масса
39,40
Задачи на вычисления
41
Закон Авогадро. Молярный объем газов
42,43
Объемные отношения газов при химических реакциях
Основные классы неорганических веществ.
44,45
Оксиды
46
Гидроксиды. основания
47,48
Химические свойства оснований
49
Амфотерные оксиды и гидроксиды
50
Кислоты
51
Химические свойства кислот
52
Соли
53,54
Химические свойства солей
55
Практическая работа №6 Решение экспериментальных задач
по теме: «Важнейшие классы неорганических соединений»
56
Контрольная работа №3 по теме «Важнейшие классы
3ч
7ч
6ч
13 ч
неорганических соединений»
Периодический закон и Периодическая система химических
элементов. Строение атома
57
Классификация химических элементов. Амфотерность
58
ПЗ Д.И.Менделеева
59
Периодическая таблица Д.И.Менделеева
60
Строение атомных ядер. Изотопы
61,62
Строение электронных оболочек атомов
63
Значение периодического закона. Жизнь и деятельность
Д.И.Менделеева
Химическая связь. Строение веществ
7ч
2ч
64
Электроотрицательность химических элементов.
65
Основные виды химической связи.
66
Степень окисления химических элементов
67
Обобщение и систематизация знаний по темам «ПЗ И ПСХЭ
ДИМ. Строение атома. Химическая связь. Строение вещества»
68
Итоговая контрольная работа за курс 8 класса
1ч
ИТОГО
68
Система оценивания в предмете химия:
1. Оценка устного ответа.
Отметка «5» :
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Отметка «4» ;
- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три
несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «З» :
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или
допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих
вопросах учителя, отсутствие ответа.
2. Оценка экспериментальных умений. Оценка ставится на основании наблюдения за
учащимися и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с
веществами и оборудованием;
- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и
порядок (на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4» :
- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом
эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с
веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в
ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы,
в соблюдении правил техники
безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию
учителя.
Отметка «2»:
- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в
оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и
оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;
- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.
3. Оценка умений решать расчетные задачи.
Отметка «5»:
- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;
Отметка «4»:
в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена
нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в
математических расчетах.
Отметка «2»:
- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
- отсутствие ответа на задание.
4. Оценка письменных контрольных работ.
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом
две-три несущественные.
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
- работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования
единого орфографического режима.
5.Оценка тестовых работ.
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала
(урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30
вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов
• нет ошибок — оценка «5»;
• одна ошибка - оценка «4»;
• две ошибки — оценка «З»;
• три ошибки — оценка «2».
Для теста из 30 вопросов:
• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;
• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;
• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;
• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Состав учебно-методического комплекта:
1.
Рудзитис Г.Е. Химия: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Г.Е.
Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение. 2018
2.
Химия: 8 кл.: электронное приложение к учебнику.
3.
Гара Н.Н. Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Е.
Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. 8-9 классы/ Н.Н. Гара. – М.: Просвещение.
4.
Радецкий А.М. Химия: дидактический материал: 8-9 кл. / А.М. Радецкий. –
М.: Просвещение.
Список литературы для учащихся:
Учебники:
1.
Рудзитис Г.Е. Химия: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Г.Е.
Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение. 2018
Список литературы для педагогов:
1.
Рудзитис Г.Е. Химия: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Г.Е.
Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение.
2.
Химия: 8 кл.: электронное приложение к учебнику.
3.
Гара Н.Н. Химия: задачник с «помощником»: 8-9 классы / Н.Н. Гара. – М.:
Просвещение.
4.
Гара Н.Н. Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Е.
Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. 8-9 классы/ Н.Н. Гара. – М.: Просвещение.
5.
Радецкий А.М. Химия: дидактический материал: 8-9 кл. / А.М. Радецкий. –
М.: Просвещение.
6.
Боровских Т.А. Тесты по химии. Первоначальные химические понятия.
Кислород. Водород. Вода, растворы. Основные классы неорганичесих соединений: 8 кл.: к
учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана «Химия. 8 класс». – М.: Издательство «Экзамен»,
2010.