Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №13 пгт Дружинино
РАССМОТРЕНО
на Педагогическом
совете
протокол № 1 от 30.08.2023
Приказ № 2-од от 01.09.2023
Рабочая программа по химии
9 класс
2023
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями :
- Федерального Закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. « Об образовании в Российской
Федерации»;
-ФГОС СОО(приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.,с
внесенными изменениями , приказ Министерства образования и науки РФ №1241 от 26
ноября 2010 г.),
-Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
примерной основной образовательной программой НОО (решение от 08 апреля 2015 г.
протокол от №1/15);
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях и санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов СанПиН 2.4.2821 -10 (утверждены постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 c изменениями №3,
утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015
г. № 81;
- Приказа Министерства образования и науки РФ « Об утверждении федеральных
перечней учебников , рекомендованных к использованию по реализации имеющих
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования на 2021-2022 уч.год»;
- основной образовательной программой начального общего образования МКОУ СОШ
№ 13 пгт. Дружинино;
- Учебного плана МКОУ СОШ № 13 р.п.Дружинино на 2023-2024 уч.год;
- Положения « О рабочей программе педагога МКОУ СОШ № 13 пгт.Дружинино»
За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-9 классов
общеобразовательных учреждений, опубликованная издательством «Просвещение» в 2013
году (Сборник программ курса химии к учебникам химии авторов Г.Е.Рудзитиса,
Ф.Г.Фельдмана для 8-9 классов).
Цели обучения с учетом специфики учебного предмета
Основные цели изучения химии направлены:
на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии,
химической символике;
на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический
эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и
уравнений химических реакций;
на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в
процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения
знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных
компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
на применение полученных знании и умений для безопасного использования
веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения
практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих
вред здоровью человека и окружающее среде.
Задачи обучения.
Одной из важнейших задач основного общего образования является подготовка
обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального
пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их
достижения, использовать приобретенный в школе опыт в реальной жизни, за рамками
учебного процесса.
Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в воспитание и развитие
обучающихся; она призвана вооружить их основами химических знаний, необходимых
для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования этих
знаний, а также способствовать безопасному поведению в окружающей среде и
бережному отношению к ней. Развитие познавательных интересов в процессе
самостоятельного приобретения химических знаний и использование различных
источников информации, в том числе компьютерных.
Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества,
необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей
среде.
Общая характеристика учебного предмета.
В содержании данного курса представлены основополагающие теоретические сведения по
химии, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от
строения, исследование закономерностей химических превращений и путей управления
ими в целях получения веществ, материалов, энергии.
Содержание учебного предмета включает сведения о неорганических веществах, их
строении и свойствах, а также химических процессах, протекающих в окружающем мире.
Наиболее сложные элементы Фундаментального ядра содержания общего образования по
химии, такие, как основы органической и промышленной химии, перенесены в программу
средней (полной) общеобразовательной школы.
Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное
учение, периодический закон Д.И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов,
видах химической связи, закономерностях протекании химических реакций.
В изучении курса значительна роль отводится химическому эксперименту: проведению
практических и лабораторных работ и описанию их результатов; соблюдению норм и
правил поведения в химических лабораториях.
Для сознательного освоения предмета «Химия» в школьный курс включены обязательные
компоненты содержания современного химического образования:
1) химические знания (теоретические, методологические, прикладные, описательные —
язык науки, аксиологические, исторические и др.);
2) различные умения, навыки (общеучебные и специфические по химии);
3) ценностные отношения (к химии, жизни, природе, образованию и т. д.);
4) опыт продуктивной деятельности разного характера, обеспечивающий развитие
мотивов, интеллекта, способностей к самореализации и других свойств личности ученика;
5) ключевые и учебно-химические компетенции.
В качестве ценностных ориентиров химического образования выступают объекты,
изучаемые в курсе химии, к которым у обучающихся формируется ценностное
отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный
учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель
которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы
познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения
химии, проявляются в признании:
- ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
- ценности химических методов исследования живой и неживой природы.
Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса химии позволяет
сформировать:
- уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
- понимание необходимости здорового образа жизни;
- потребность в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в
повседневной жизни;
- сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс химии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей,
основу которых составляют процесс общения, грамотная речь. Коммуникативные
ценностные ориентации курса способствуют:
- правильному использованию химической терминологии и символики;
- развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в
дискуссии;
- развитию умения открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Результаты освоения учебного предмета «Химия»9 класс.
Изучение химии в основной школе дает возможность достичь следующих результатов в
направлении личностного развития:
-формирование чувства гордости за российскую химическую науку;
-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому
и духовному многообразию современного мира;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору
профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных
профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной
образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
-формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
-формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие
навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными
инструментами и техническими средствами информационных технологий;
-формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во
всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
-развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы
поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности,
способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные
решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисковоисследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п. )
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы
основного общего образования являются:
-овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации
учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
-умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий
и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать
наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении
действий по решению учебных и познавательных задач.
-умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение
понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты,
аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
-формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и
технических средств информационных технологий (компьютеров и программного
обеспечения) как инструментально основы развития коммуникативных и познавательных
универсальных учебных действий;
-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
-умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно
пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях,
соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
-умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами
наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
-умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе
жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального
взаимодействия;
-умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
-умение самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия
одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и
способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического
или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в
достижении цели определенной сложности;
-умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе
координации различных позиций при выработке общего решения в совместной
деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение,
корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров, в том
числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе
учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных
способов разрешения конфликтов.
Предметными результатами освоения Основной образовательной программы основного
общего образования являются:
-формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их
превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и
символическим языком химии;
-осознание объективно значимости основ химической науки как области современного
естествознания, химических превращений органических и неорганических веществ как
основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о
материальном единстве мира;
-овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и
объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного
обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать
и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и
окружающей среды;
-формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими
явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия
веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения
веществ от их свойств;
-приобретения опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за
их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с
использованием лабораторного оборудования и приборов;
-умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных
с веществами и лабораторным оборудованием;
-овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в
разно форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и
др.)
-создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических
знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего
(полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы свое
профессиональной деятельности;
-формирование представлений о значении химической науки в решении современных
экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических
катастроф.
Основные технологии обучения:
Программа курса «Химии» построена на основе спиральной модели, предусматривающей
постепенное развитие и углубление теоретических представлений при линейном
ознакомлении с эмпирическим материалом.
Тесты, самостоятельные работа, контрольные работы, устный опрос, защита проекта.
Преобладающими формами текущего контроля УУД являются самостоятельные и
контрольные работы, различные тестовые формы контроля. Промежуточная аттестация
проводится согласно локальному акту образовательного учреждения в форме
контрольных работ, зачётный урок – в форме тестирования – в конце года.
Содержание программы носит развивающий характер. Для организации процесса
обучения используются основные технологии обучения: личностно-ориентированные
технологии, интерактивные технологии, исследовательские методы, проектные методы,
игровые технологии, кейс метод.
Логические связи предмета «Химия» с остальными предметами учебного плана:
В программе учитывается реализация межпредметных связей с курсом физики (7 класс) и
биологии (6-7 классы), где дается знакомство со строением атома, химической
организацией клетки и процессами обмена веществ. Планирование включает реализацию
межпредметных связей химии с курсами: физики, биологии, географии, экологии в
соответствующих темах уроков в 9 классе.
Экология
Физика
Хемофобия,
хемофилия.
Строение атома
(ядро, электроны).
Биология
Химическая
организация клетки
(органические
Решение
Важнейшие
вещества, минералы,
глобальных
открытия в физике. клетчатка).
региональных,
Электронный,
локальных
Обмен веществ.
атомно-силовой
проблем.
Катализ.
микроскопы.
Безотходные
Человек и
технологии. Охрана Ядерный реактор.
окружающая среда.
атмосферы,
Силы в природе.
гидросферы,
Фотосинтез .
почвы. Химические
загрязнения.
География
Месторождения
полезных ископаемых
мира, региона, страны.
Условия среды; почвы.
Атмосфера.
Гидросфера.
Минеральное и
органическое сырье.
Химическая
промышленность
(металлургия,
нефтепереработка,
переработка газа, угля,
гидрометаллургия,
производство
минеральных
удобрений,
машиностроение).
Описание места учебного предмета «Химия» в учебном плане
Особенность курса химии состоит в том, что для его освоения школьники должны
обладать не только определенным запасом предварительных естественно – научных
знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением. Это является
главной причиной того, что в учебном плане этот предмет появляется последним в ряду
естественно - научных дисциплин.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом, базисным планом МКОУ
СОШ №13 пгт. Дружинино на изучение химии отводится по базисному учебному плану в
9 классе – 2 часа в неделю (68 часов в год).
Содержание учебного предмета
9 класс
Раздел 1. Многообразие химических реакций (15 ч)
Тема 1. Классификация химических реакций -7 часов.
Реакции: соединения, разложения, замещения, обмена. Степень окисления. Окислительновосстановительные реакции. Окислитель, восстановитель, процессы окисления,
восстановления. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с
помощью метода электронного баланса.
Тепловые эффекты химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции.
Термохимические уравнения. Закон сохранения и превращения энергии. Расчеты по
термохимическим уравнениям. Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на
скорость химических реакций. Первоначальные представления о катализе. Обратимые
реакции. Понятие о химическом равновесии.
Тема 2.Химические реакции идущие в водных растворах – 8 часов.
Сущность процесса электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты.
Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая диссоциация
кислот, оснований, солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции
ионного обмена. Условия протекания реакций обмена до конца. Химические свойства
основных классов неорганических соединений в свете представлений об
электролитической диссоциации и окислительно–восстановительных реакциях. Понятие о
гидролизе солей.
Тема. Неметаллы -2 часа.
Общая характеристика неметаллов по их положению в периодической системе
химических элементов Д.И.Менделеева. Закономерности изменения в периодах и группах
физических и химических свойств простых веществ, высших оксидов и кислород
содержащих кислот, образованных неметаллами I-III периодов. Водородные соединения
неметаллов. Изменение кислотно-основных свойств водородных соединений
Тема 3. Галогены – 5 часов
Неметаллы. Галогены. Положение в периодической системе химических элементов,
строение их атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства
галогенов. Получение и применение галогенов. Хлор. Физические и химические свойства
хлора. Применение хлора. Хлороводород. Физические свойства. Получение. Соляная
кислота и ее соли. Качественная реакция на хлорид – ионы. Распознавание хлоридов,
бромидов, иодидов.
Тема 4. Кислород и сера-7 часов
Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Сера.
Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе.
Применение серы. Сероводород. Сероводородная кислота и ее соли. Качественная
реакция на сульфид- ионы. Оксид серы (IV). Серная кислота. Химические свойства
разбавленной и концентрированной серной кислоты. Качественная реакция на сульфатионы. Химические реакции, лежащие в основе получения серной кислоты в
промышленности. Применение серной кислоты.
Тема 5. Азот и фосфор – 8 часов
Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот,
физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе.
Аммиак. Физические и химические свойства, получение, применение. Соли аммония.
Азотная кислота и ее свойства. Окислительные свойства азотной кислоты. Получение
азотной кислоты в лаборатории. Химические реакции, лежащие в основе получения
азотной кислоты в промышленности. Применение. Соли. Азотные удобрения. Фосфор.
Аллотропия. Физические и химические свойства. Оксид фосфора (V). Фосфорная кислота,
ее соли и удобрения.
Тема 6.Углерод и кремний.- 9 часов
Положение в периодической системе, строение атомов. Углерод. Аллотропия. Физические
и химические свойства углерода. Адсорбция. Угарный газ. Углекислый газ. Угольная
кислота и ее соли. Качественная реакция на карбонат – ионы. Круговорот в природе.
Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.
Тема 7. Металлы- 15 часов
Положение в периодической системе, строение атомов. Металлическая связь. Физические
свойства. Ряд активности металлов. свойства металлов. Общие способы получения.
Сплавы металлов. Щелочные металлы. Положение в периодической системе, строение
атомов. Физические и химические свойства. Применение. Нахождение в природе.
Щелочноземельные металлы. Положение в периодической системе, строение атомов.
Физические и химические свойства. Применение. Нахождение в природе. Магний и
кальций , их важнейшие соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.
Алюминий. Положение в периодической системе, строение атомов. Физические и
химические свойства. Применение. Нахождение в природе. Амфотерность оксида и
гидроксида алюминия. Железо. Положение в периодической системе, строение атомов.
Физические и химические свойства. Применение. Нахождение в природе. Важнейшие
соединения железа: оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III). Качественная
реакция на ионы.
Тема 8. Первоначальные представления об органических веществах – 7 часов
Предмет органической химии. Неорганические и органические соединения. Углерод –
основа жизни на земле. Особенности строения атома углерода в органических
соединениях. Углеводороды. Предельные углеводороды. Метан, этан, пропан.
Структурные формулы углеводородов. Гомологический ряд предельных углеводородов.
Гомологи. Физические и химические свойства предельных углеводородов. Реакции
горение и замещения. Нахождение в природе. Применение.
Непредельные углеводороды. Этиленовый ряд непредельных углеводородов. Этилен.
Физические и химические свойства этилена. Реакция присоединения. Качественные
реакции. Реакция полимеризации. Полиэтилен. Применение этилена. Ацетиленовый ряд
непредельных углеводородов. Ацетилен. Свойства ацетилена. Применение. Производные
углеводородов. Краткий обзор органических соединений: одноатомные спирты,
многоатомные спирты, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы,
аминокислоты, белки. Роль белков в организме. Понятие о высокомолекулярных
веществах. Структура полимеров: мономер, полимер, структурное звено, степень
полимеризации. Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ХИМИИ
В 9 КЛАССЕ (2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ).
№
Тема урока
урока
1
2
Домашнее
задание
3
Раздел 1. Многообразие химических реакций (15 ч)
Тема 1.Классификация химических реакций- 7 часов
1
Классификация химических реакций, реакции Повторить
соединения, разложения, замещения, обмена. записи в
тетради за 8
класс.
2
Окислительно-восстановительные реакции.
&1
3
Тепловые эффекты химических реакций.
&2
4
Скорость химических реакций.
&3
5
Практическая работа №1. Изучение влияния &4
условий проведения химической реакции на ее
скорость.
6
Обратимые реакции. Понятие о химическом
равновесии.
&5
7
Решение задач
Задания,
тесты.
Тема 2.Химические реакции в водных растворах-8 часов
8
Сущность процесса электролитической
диссоциации.
&6
9
Диссоциация кислот, оснований, солей
&6
Дата проведения
план
факт
4
5
10
Слабые и сильные электролиты. Степень
диссоциации.
&8
11
Реакции ионного обмена и условия их
протекания.
&9
12
Гидролиз солей
&10
13
Химические свойства основных классов
неорганических соединений в свете
представлений об электролитической
диссоциации и окислительновосстановительных реакциях.
Повторить
записи в
тетради.
14
Практическая работа 2. Решение
экспериментальных задач по теме «Свойства
кислот, оснований, солей как электролитов».
&11, отчёт.
15
Контрольная работа по темам 1 и 2.
Повторить
записи в
тетради.
Раздел 2. Многообразие веществ ( 46 ч)
Тема. Неметаллы -2 часа.
16
Общая характеристика неметаллов по их
Конспект
положению в периодической системе
химических элементов Д.И.Менделеева.
Закономерности изменения в периодах и
группах физических и химических свойств
простых веществ, высших оксидов и кислород
содержащих кислот, образованных
неметаллами I-III периодов.
17
Водородные соединения неметаллов.
Изменение кислотно-основных свойств
водородных соединений неметаллов в
периодах и группах.
Конспект
Тема 3. Галогены- 5 часов
18
Характеристика галогенов.
&12
19
Хлор.
&13
20
Хлороводород: получение и свойства.
&14
21
Соляная кислота и ее соли.
&15
22
Практическая работа №3:«Получение
соляной кислоты и изучение ее свойств»
&16, отчёт
Тема 4. Кислород и сера – 7 часов.
23
Характеристика кислорода и серы.
&17
24
Свойства и применение серы.
&187
25
Сероводород. Сульфиды.
&19
26
Оксид серы (IV). Сернистая кислота.
&20
27
Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли.
&21
28
Практическая работа 4.
&22, отчёт
Решение экспериментальных задач по теме «
Кислород и сера»
Решение расчетных задач
Тема 6. Азот и фосфор – 8 часов.
29
Характеристика азота и фосфора. Физические &23
и химические свойства азота.
30
Аммиак.
&24
31
Практическая работа 5.
&25, отчёт
Получение аммиака и изучение его свойств.
32
Соли аммония.
&2627
33
Азотная кислота.
&28
34
Соли азотной кислоты.
&28
35
Фосфор.
&29
36
Оксид фосфора (V). Фосфорная кислота, ее
соли.
&30
Тема Углерод и кремний – 9 часов
37
Характеристика углерода и кремния.
Аллотропия углерода.
&31
38
Химические свойства углерода. Адсорбция.
&32
39
Оксид углерода (II) - угарный газ.
&33
40
Оксид углерода (IV) - углекислый газ.
&34
41
Угольная кислота и ее соли. Круговорот в
природе.
&35
42
Практическая работа 6. Получение оксида
углерода (IV) изучение его свойств.
Распознавание карбонатов.
&36, отчёт
43
Кремний. Оксид кремния(IV).
&37
44
Кремниевая кислота и её соли. Стекло.
Цемент.
&38
45
Контрольная работа по теме «Неметаллы».
Повторить
записи в
тетради
Тема Металлы (общая характеристика)-15 часов
46
Характеристика металлов.
&39
47
Нахождение в природе и общие способы
получения.
&40
48
Химические свойства металлов.
&41
Электрохимический ряд напряжений металлов
49
Сплавы.
&42
50
Щелочные металлы.
&43
51
Магний. Щелочноземельные металлы.
&44
52
Важнейшие соединения кальция. Жесткость
воды.
&45
53
Алюминий.
&46
54
Важнейшие соединения алюминия.
&47
55
Железо.
&48
56
Соединения железа.
&49
57
Практическая работа 7
&50, отчёт
Решение экспериментальных задач по теме «
Металлы и их соединения»
58
Контрольная работа по теме «Металлы»
Повторить
записи в
тетради
Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ (7ч)
Тема Первоначальные представления об органических веществах – 7 часов
59
Органическая химия. Предельные
(насыщенные) углеводороды.
60
Непредельные (ненасыщенные) углеводороды. &53
61
Полимеры.
&54
62
Производные углеводородов. Спирты.
&55
63
Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры. &55
64
Углеводы.
&56
65
Аминокислоты. Белки.
&57
66
Обобщение основных тем
Повторить
записи в
&51,52
тетради
67
Обобщение основных тем
Повторить
записи в
тетради
68
Обобщение основных тем
Повторить
записи в
тетради
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
Тематическое планирование
Характеристика основных видов
деятельности ученика
Раздел 1. Многообразие химических реакций (15 ч)
Тема 1.Классификация химических реакций- 7 часов
1. Классификация химических реакций: реакции Классифицировать химические
соединения, разложения, замещения, обмена.
реакции.
2. Окислительно-восстановительные реакции.
3. Тепловые эффекты химических реакций.
Приводить примеры реакции каждого
типа.
4. Скорость химических реакций.
Распознавать окислительновосстановительные реакции.
5. Практическая работа 1. Изучение влияния
условий проведения химической реакции на ее
скорость.
Определять окислитель,
восстановитель, процесс окисления,
восстановления.
6. Обратимые реакции. Понятие о химическом
равновесии.
Наблюдать и описывать химические
реакции с помощью естественного
языка и языка химии.
7. Решение задач.
Демонстрации.
Примеры экзо и эндотермических реакций.
Взаимодействие цинка с соляной и уксусной
кислотами. Взаимодействие гранулированного
цинка и цинковой пыли с соляной кислотой.
Взаимодействие оксида меди (II) с серной
кислотой разной концентрации при разных
температурах. Горение угля в
концентрированной азотной кислоте. Горение
серы в расплавленной селитре.
Расчетные задачи.
Вычисление по термохимическим уравнениям
реакций.
Исследовать условия, влияющие на
скорость химической реакции.
Описывать условия, влияющие на
скорость химической реакции.
Проводить групповые наблюдения во
время проведения демонстрационных
опытов.
Участвовать в совместном обсуждении
результатов опытов.
Составлять термохимические
уравнения реакций.
Вычислять тепловой эффект реакции
по ее термохимическому уравнению.
Тема 2.Химические реакции в водных растворах-8 часов
1 Сущность процесса электролитической
диссоциации.
Обобщать знания о растворах
2. Диссоциация кислот, оснований, солей.
Проводить наблюдения за поведением
веществ в растворах
3. Слабые и сильные электролиты. Степень
диссоциации.
Формулировать определения понятий
«электролит»,«неэлектролит»,
4 Реакции ионного обмена и условия их
протекания.
«электролитическая диссоциация»
5. Гидролиз солей.
6. Химические свойства основных классов
неорганических соединений в свете
представлений об электролитической
диссоциации и окислительновосстановительных реакциях.
7.Практическая работа 2. Решение
экспериментальных задач по теме «Свойства
кислот, оснований, солей как электролитов».
Конкретизировать понятие «ион»
Обобщать понятие «катион», «анион»
Исследовать свойства растворов
электролитов
Описывать свойства веществ
Соблюдать правила техники
безопасности. Характеризовать условия
течения реакций в растворах
8. Контрольная работа по темам 1 и 2.
Определять возможность протекания
реакций ионного обмена
Демонстрации. Испытание растворов веществ
на электрическую проводимость. Движение
ионов в электрическом поле.
Проводить групповые наблюдения во
время опытов
Обсуждать результаты
Лабораторные опыты. Реакции обмена между
Объяснять сущность реакций ионного
растворами электролитов.
обмена
Распознавать реакции ионного обмена
Составлять ионные уравнения реакций
Составлять сокращенные ионные
уравнения реакций
Раздел 2. Многообразие веществ ( 46 ч)
Тема. Неметаллы -2 часа.
1. Общая характеристика неметаллов по их
положению в периодической системе
химических элементов Д.И.Менделеева.
Закономерности изменения в периодах и
группах физических и химических свойств
простых веществ, высших оксидов и кислород
содержащих кислот, образованных неметаллами
I-III периодов. 2. Водородные соединения
неметаллов. Изменение кислотно-основных
свойств водородных соединений неметаллов в
периодах и группах.
Объяснять закономерности изменения
свойств неметаллов в малых периодах и
А-группах. Характеризовать
химические элементы на основе их
положения в периодической системе и
особенностей строения их атомов.
Делать умозаключения о характере
изменения свойств химических
элементов с увеличением зарядов
атомных ядер. Пользоваться
информацией из других источников для
подготовки кратких сообщений.
Готовить презентации по теме.
Тема 3. Галогены- 5 часов
1. Характеристика галогенов.
2. Хлор.
3. Хлороводород: получение и свойства.
4. Соляная кислота и ее соли.
5. Практическая работа №3:«Получение
соляной кислоты и изучение ее свойств»
Демонстрации.
Характеризовать галогены на основе их
положения в периодической системе и
особенностей строения их атомов.
Объяснять закономерности изменения
свойств галогенов с увеличением
атомного номера.
Описывать свойства веществ в ходе
демонстрационного и лабораторного
эксперимента.
Физические свойства галогенов. Получение
хлороводорода и растворение его в воде.
Соблюдать технику безопасности.
Распознавать опытным путем соляную
Лабораторные опыты. Вытеснение галогенами кислоту и ее соли, бромиды, иодиды.
друг друга из растворов их соединений.
Использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и
в повседневной жизни с целью
безопасного обращения с веществами и
материалами и экологически
грамотного поведения в окружающей
среде.
Вычислять массовую долю
растворенного вещества в растворе.
Тема 4. Кислород и сера – 7 часов.
1. Характеристика кислорода и серы.
2. Свойства и применение серы.
3. Сероводород. Сульфиды.
4. Оксид серы (IV). Сернистая кислота.
5. Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли.
6.Практическая работа 4.
Решение экспериментальных задач по теме «
Кислород и сера»
7. Решение расчетных задач.
Демонстрации. Аллотропные модификации
серы. Образцы природных сульфидов и
сульфатов.
Лабораторные опыты.
Ознакомление с образцами серы и ее
природных соединений.
Качественные реакции на сульфид-, сульфит-, и
Характеризовать элементы IV А
группы на основе их положения в
периодической системе Д.И.
Менделеева. И особенностей строения
их атомов.
Объяснять закономерности изменения
свойств IV А группы по периоду и в А
группах.
Характеризовать аллотропию
кислорода и серы как одну из причин
многообразия веществ.
Описывать свойства веществ в ходе
демонстрационного и лабораторного
эксперимента.
Соблюдать технику безопасности.
Оказывать первую помощь при
отравлении, ожогах и травмах,
связанных с реактивами и
лабораторным оборудованием.
сульфат- ионы в растворе.
Расчетные задачи.
Определять принадлежность веществ к
определенному классу соединений.
Сопоставлять свойства разбавленной и
Вычисления по химическим уравнениям массы, концентрированной серной кислоты.
объема, и количества вещества одного из
продуктов реакции по массе исходного
Записывать уравнения реакций в
вещества, объему или количеству вещества,
электронно-ионном виде.
содержащего определенную долю примесей.
Распознавать опытным путем растворы
кислот, сульфиды, сульфиты,
сульфаты.
Использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и
повседневной жизни с целью
безопасности обращения с веществами
и материалами и экологически
грамотного поведения в окружающей
среде.. Вычислять по химическим
уравнениям массу, объем, и количество
вещества одного из продуктов реакции
по массе исходного вещества, объёму
или количеству вещества, содержащего
определённую долю примесей.
Готовить компьютерные презентации
по теме.
Тема 6. Азот и фосфор – 8 часов.
1. Характеристика азота и фосфора. Физические Характеризовать элементы V А группы
и химические свойства азота.
на основе их положения в
периодической системе Д.И.
2. Аммиак.
Менделеева и особенностей строения
их атомов.
3. Практическая работа 5.
Получение аммиака и изучение его свойств.
4. Соли аммония.
5. Азотная кислота.
6. Соли азотной кислоты.
7. Фосфор.
8. Оксид фосфора (V). Фосфорная кислота, ее
соли.
Демонстрации. Получение аммиака и его
растворение в воде. Образцы природных
нитратов и фосфатов.
Лабораторные опыты.
Взаимодействие солей аммония со щелочами.
Объяснять закономерности изменения
свойств VА- группы по периоду и в А
группах.
Характеризовать аллотропию фосфора
как одну из причин многообразия
веществ.
Описывать свойства веществ в ходе
демонстрационного и лабораторного
эксперимента.
Соблюдать технику безопасности.
Оказывать первую помощь при
отравлении, ожогах и травмах,
связанных с реактивами и
лабораторным оборудованием.
Устанавливать принадлежность
веществ к определенному классу
соединений.
Сопоставлять свойства разбавленной и
концентрированной азотной кислоты.
Составлять уравнения ступенчатой
диссоциации на примере фосфорной
кислоты.
Записывать уравнения реакций в
электронно-ионном виде.
Распознавать опытным путем аммиак,
растворы кислот, нитрат- и фосфатионы, ион аммония.
Использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и
повседневной жизни с целью
безопасности обращения с веществами
и материалами и экологически
грамотного поведения в окружающей
среде.
Вычислять массовую долю вещества в
растворе.
Пользоваться информацией из других
источников для подготовки кратких
сообщений. Готовить компьютерные
презентации по теме..
Тема Углерод и кремний – 9 часов
1. Характеристика углерода и кремния.
Аллотропия углерода.
3. Оксид углерода (II) - угарный газ.
Характеризовать элементы IV А
группы на основе их положения в
периодической системе Д.И.
Менделеева. И особенностей строения
их атомов.
4. Оксид углерода (IV) - углекислый газ.
5.Угольная кислота и ее соли. Круговорот в
природе.
Объяснять закономерности изменения
свойств IV А группы по периоду и в А
группах.
6. Практическая работа 6. Получение оксида
углерода (IV) изучение его свойств.
Распознавание карбонатов.
Характеризовать аллотропию углерода
как одну из причин многообразия
веществ.
7. Кремний. Оксид кремния(IV).
Описывать свойства веществ в ходе
демонстрационного и лабораторного
эксперимента.
2. Химические свойства углерода. Адсорбция.
8. Кремниевая кислота и её соли. Стекло.
Цемент.
9. Контрольная работа по теме «Неметаллы».
Демонстрации. Модели кристаллических
Соблюдать технику безопасности.
Оказывать первую помощь
решеток алмаза и графита. Образцы природных Определять принадлежность веществ к
карбонатов и силикатов.
определенному классу соединений.
Лабораторные опыты. Качественная реакция
на углекислый газ. Качественная на карбонат –
ион.
Расчетные задачи. Вычисления по химическим
уравнениям массы, объема, или количества
одного из продуктов реакции по массе
исходного вещества, объему или количеству
вещества, содержащего определенную долю
примесей.
Сопоставлять свойства оксидов
углерода и кремния
Записывать уравнения реакций
Распознавать опытным путем
углекислый газ, карбонат - ионы.
Использовать приобретенные знания и
умения в практике. Вычисления по
химическим уравнениям массы,
объема, или количества одного из
продуктов реакции по массе исходного
вещества, объему или количеству
вещества, содержащего определенную
долю примесей.
Готовить компьютерные презентации.
Тема Металлы (общая характеристика)-15 часов
1. Характеристика металлов.
2. Нахождение в природе и общие способы
получения.
3. Химические свойства металлов.
Электрохимический ряд напряжений металлов.
4. Сплавы.
5. Щелочные металлы.
6.Магний. Щелочноземельные металлы.
7. Важнейшие соединения кальция. Жесткость
воды.
8. Алюминий.
9. Важнейшие соединения алюминия.
10. Железо.
11. Соединения железа.
12. Практическая работа 7
Решение экспериментальных задач по теме «
Металлы и их соединения»
13. Контрольная работа по теме «Металлы»
Демонстрации. Образцы важнейших
соединений натрия, калия, природных
соединений магния, кальция, алюминия, руд
Характеризовать металлы на основе их
положения в периодической системе и
особенностей строения их атомов.
Объяснять закономерности изменения
свойств металлов по периоду и в Агруппах. Исследовать свойства
изучаемых веществ. Объяснять
зависимость физических свойств
металлов от вида химической связи
между их атомами. Наблюдать и
описывать химические реакции с
помощью естественного языка и языка
химии.
Наблюдать демонстрируемые и
самостоятельно проводимые опыты.
Описывать свойства изучаемых
веществ на основе наблюдений за их
превращениями.
Доказывать амфотерный характер
оксидов и гидроксидов алюминия и
железа (III).
Сравнивать отношение изучаемых
металлов и оксидов металлов к воде.
Сравнивать отношение гидроксидов
натрия и алюминия к растворам кислот
и щелочей.
железа. Взаимодействие металлов и алюминия с Распознавать опытным путем
водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.
гидроксид – ионы Fe (II)и (III)
Лабораторные опыты. Изучение образцов
металлов. Взаимодействие металлов с
растворами солей. Ознакомление со свойствами
и превращениями карбонатов и
гидрокарбонатов. Получение гидроксида
алюминия и взаимодействие его с кислотами и
щелочами.
Качественные реакции на ионы железа (II) и
железа (III).
Расчетные задачи. Вычисления по химическим
уравнениям массы, объема, или количества
одного из продуктов реакции по массе
исходного вещества, объему или количеству
вещества, содержащего определенную долю
примесей.
Соблюдать технику безопасности,
правильно обращаться с химической
посудой и лабораторным
оборудованием. Записывать уравнения
реакций в электронно-ионном виде.
Осуществлять реакции,
подтверждающие генетическую связь
между неорганическими соединениями.
Обобщать знания и делать выводы.
Прогнозировать свойства неизученных
элементов и их соединений на основе
знаний о периодическом законе.
Использовать приобретенные знания и
умения в практике. Вычислять по
химическим уравнениям массы,
объема, или количества одного из
продуктов реакции по массе исходного
вещества, объему или количеству
вещества, содержащего определенную
долю примесей.
Пользоваться информацией из других
источников для подготовки кратких
сообщений.
Готовить компьютерные презентации.
Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ (7 ч) Тема
Первоначальные представления об органических веществах – 7 часов
1. Органическая химия. Предельные
(насыщенные) углеводороды.
Использовать внутри- и
межпредметные связи.
2.Непредельные (ненасыщенные) углеводороды. Составлять молекулярные и
структурные формулы углеводородов.
3.Полимеры.
Определять принадлежность вещества
4.Производные углеводородов. Спирты.
к определенному классу органических
соединений.
5. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры.
Жиры.
Записывать уравнения реакций
6. Углеводы.
7. Аминокислоты. Белки.
замещения и присоединения с участием
органических веществ.
Наблюдать демонстрируемые опыты.
Демонстрации. Модели молекул органических
Описывать свойства изучаемых
соединений.
веществ на основе наблюдений за их
Горение углеводородов и обнаружение
превращениями.
продуктов их горения.
Участвовать в совместном обсуждении
Получение этилена. Качественные реакции на
этилен
Растворение этилового спирта в воде.
Растворение глицерина в воде.
Получение и свойства уксусной кислоты.
Исследование свойств жиров: растворимость в
воде и органических растворителях.
Качественная реакция на глюкозу и крахмал.
Образцы изделий из полиэтилена,
полипропилена.
результатов опытов.
Проводить качественные реакции на
некоторые органические вещества.
Пользоваться информацией из других
источников для подготовки кратких
сообщений.
Готовить компьютерные презентации.
. Реакция полимеризации. Полиэтилен.
Применение этилена.
Ацетиленовый ряд непредельных
углеводородов. Ацетилен. Свойства ацетилена.
Применение.
Производные углеводородов. Краткий обзор
органических соединений: одноатомные
спирты, Многоатомные спирты, карбоновые
кислоты, Сложные эфиры, жиры, углеводы,
аминокислоты, белки. Роль белков в организме.
Понятие о высокомолекулярных веществах.
Структура полимеров: мономер, полимер,
структурное звено, степень полимеризации.
Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид.
Резервное время – 2 часа на обобщение основных тем.
Описание учебно-методического и материально технического обеспечения
образовательного процесса.
1. Рудзитис Г.Е. Химия 9 кл: учеб.: для общеобразовательных учреждений/Г.Е. Рудзитис,
Ф.Г. Фельдман.- М.: Просвещение.
2. Химия 9 кл.: электронное приложение к учебнику.
3. Гара Н.Н. Химия Рабочие программы. Предметная линия учебников Рудзитис, Ф.Г.
Фельдман. 8-9 классы/ Н.Н. Гара.- М.: Просвещение
4. Гара Н.Н Химия: задачник с «помощником» 8-9 кл./ Гара Н.Н, Габрусева Н.И.- М.:
Просвещение.
5. Радецкий А.М. Химия: дидактический материал 8-9 кл./ А.М. Радецкий. .- М.:
Просвещение
6. Гара Н.Н. Химия. Уроки: 9 кл / Н.Н. Гара.- М. Просвещение.
Натуральные объекты. Натуральные объекты, используемые в обучении химии,
включают в себя коллекции минералов и горных пород, металлов и сплавов, минеральных
удобрений, пластмасс, каучуков, волокон и т. д. Ознакомление учащихся с образцами
исходных веществ, полупродуктов и готовых изделий позволяет получить наглядное
представление об этих материалах, их внешнем виде, а также о некоторых физических
свойствах. Значительные учебно-познавательные возможности имеют коллекции,
изготовленные самими обучающимися. Предметы для таких коллекций собираются во
время экскурсий и других внеурочных занятий.
Коллекции используются только для ознакомления учащихся с внешним видом и
физическими свойствами изучаемых веществ и материалов. Для проведения химических
опытов коллекции использовать нельзя.
Химические реактивы и материалы. Обращение со многими веществами требует
строгого соблюдения правил техники безопасности, особенно при выполнении опытов
самими учащимися. Все необходимые меры предосторожности указаны в
соответствующих документах и инструкциях, а также в пособиях для учителей химии.
Наиболее часто используемые реактивы и материалы:
1) простые вещества - медь, натрий, кальций, алюминий, магний, железо, цинк, сера;
2) оксиды – меди (II), кальция, железа (III), магния;
3) кислоты - соляная, серная, азотная;
4) основания - гидроксид натрия, гидроксид кальция, гидроксид бария, 25%-ный водный
раствор аммиака;
5) соли - хлориды натрия, меди (II), железа(III); нитраты калия, натрия, серебра; сульфаты
меди(II), железа(II), железа(III), алюминия, аммония, калия, бромид натрия;
6) органические соединения - крахмал, глицирин, уксусная кислота, метиловый
оранжевый, фенолфталеин, лакмус.
Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы.
Химическая посуда подразделяется на две группы: для выполнения опытов учащимися и
демонстрационных опытов.
Приборы, аппараты и установки, используемые на уроках химии, подразделяют на основе
протекающих в них физических и химических процессов с участием веществ,
находящихся в разных агрегатных состояниях:
1) приборы для работы с газами - получение, собирание, очистка, сушка, поглощение
газов; реакции между потоками газов;
2) аппараты и приборы для опытов с жидкими и твердыми веществами - перегонка,
фильтрование, кристаллизация; проведение реакций между твердым веществом и
жидкостью, жидкостью и жидкостью, твердыми веществами.
Вне этой классификации находятся две группы учебной аппаратуры:
1). для изучения теоретических вопросов химии - иллюстрация закона сохранения массы
веществ, демонстрация электропроводности растворов, демонстрация движения ионов в
электрическом поле; для изучения скорости химической реакции и химического
равновесия;
2). для иллюстрации химических основ заводских способов получения некоторых веществ
(серной кислоты, аммиака и т. п.).
Вспомогательную роль играют измерительные и нагревательные приборы, различные
приспособления для выполнения опытов.
Модели. Объектами моделирования в химии являются атомы, молекулы, кристаллы,
заводские аппараты, а также происходящие процессы. В преподавании химии
используются модели кристаллических решеток алмаза, графита, серы, фосфора, оксида
углерода(IV), иода, железа, меди, магния. Наборы моделей атомов для составления
шаростержневых моделей молекул при изучении органической химии.
Учебные пособия на печатной основе. В процессе обучения химии используются
следующие таблицы постоянного экспонирования: «Периодическая система химических
элементов Д. И. Менделеева», «Таблица растворимости кислот, оснований и солей»,
«Электрохимический ряд напряжений металлов».
Для организации самостоятельной работы обучающихся на уроках используют
разнообразные дидактические материалы: тетради на печатной основе, карточки с
заданиями разной степени трудности для изучения нового материала, самопроверки и
контроля знаний учащихся.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Выпускник научится:
-объяснять суть химических процессов;
-называть признаки и условия протекания химических реакций;
- устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из
классификационных признаков: 1) по числу и составу
исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и
обмена);
2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и
эндотермические);
3) по изменению степеней окисления химических элементов (реакции окислительновосстановительные);
4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);
-составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и
сокращённые ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительновосстановительных реакций;
-прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных
веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;
-составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке»)
превращений неорганических веществ различных классов;
-выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании
химической реакции;
-приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;
-определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски
индикаторов;
-проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ
отдельных ионов
-определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных
классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;
-составлять формулы веществ по их названиям;
-определять валентность и степень окисления элементов в веществах;
- составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления
элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований
и солей;
-объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых
веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами
второго и третьего периодов;
-называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных,
оснóвных;
-называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов
неорганических веществ: кислот, оснований, солей;
-приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических
веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;
-определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительновосстановительных реакциях;
-составлять окислительно-восстановительный баланс (для изученных реакций) по
предложенным схемам реакций;
-проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных
классов неорганических веществ;
Выпускник получит возможность научиться:
-прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости
химической реакции;
-прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического
равновесия.
-прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;
-прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные
свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
-выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое
вещество — оксид — гидроксид — соль;
-организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ,
имеющих важное практическое значение
Критерии оценивания умений учащихся решать расчётные задачи:
Отметка «5»: в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена
рациональным способом.
Отметка «4»: в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но
задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных
ошибок.
Отметка «3»: в логическом рассуждении и решении нет ошибок, но допускается
существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»: имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
Оценка практических умений.
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися по ходу выполнения
практической работы и выполнения письменного отчета.
Оценка 5 – ставится в том случае, если работа выполнена полностью и правильно,
сделаны правильные наблюдения и выводы, эксперимент осуществлен по плану с учетом
знаний по технике безопасности и правил работы с веществами и оборудованием.
Проявлены организационно-трудовые умения (чистота рабочего места, порядок,
экономный расход реактивов).
Оценка 4 – ставится в том случае, если работа выполнена правильно, но не полностью,
допущены несущественные ошибки в целом не повлиявшие на ход эксперимента, сделаны
определенные наблюдения и выводы, эксперимент осуществлялся по плану с учетом
знаний по технике безопасности и правил работы с веществами и оборудованием.
Проявлены организационно-трудовые умения (чистота рабочего места, порядок,
экономный расход реактивов).
Оценка 3 – ставится в том случае, если работа выполнена не полностью, но правильно и
не менее чем на половину, или в ходе эксперимента, при объяснении происходящих
явлений, оформлении работы допускались существенные ошибки, а также имелись
нарушения техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием,
исправляемые по требованию преподавателя.
Оценка 2 – ставится в том случае, если в ходе эксперимента допускаются 2 или 3
существенных ошибки, которые ученик не может исправить по требованию
преподавателя.
Оценка 1 – ставится в том случае, если работа не выполнена.
Оценка умений решать экспериментальные задачи.
Оценка 5 – ставится в том случае, когда план решения составлен правильно, верно
осуществлен подбор реактивов и оборудования, дано полное объяснение процессов и
сделаны верные выводы.
Оценка 4 – ставится в том случае, когда план решения составлен правильно, верно
осуществлен подбор реактивов и оборудования, но при этом было допущено не более
двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
Оценка 3 – ставится в том случае, если план решения составлен правильно, верно
осуществлен подбор реактивов и оборудования, но при этом была допущена существенная
ошибка в объяснении и выводах.
Оценка 2 – ставится в том случае, если допущены две и более существенные ошибки в
плане решения, подборе химических реактивов и оборудования, объяснении и выводах.
Оценка 1 – ставится в том случае, если задача не решена
Оценивание теста.
35% выполненных заданий – оценка «2»
36 – 61% - оценка «3»
62 – 85% - оценка «4»
86 – 100% - «5»