Рабочая программа Индивидуальный проект 10 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 13
пгт. Дружинино

РАССМОТРЕНО
на Педагогическом
совете

Приказ № 2-од от 01.09.2023

протокол № 1 от
30.08.2023

Рабочая программа
учебного предмета «Индивидуальный проект»
10 класс (ФГОС)

2023

Пояснительная записка
Актуальность курса определяется значимостью формирования у
обучающихся различных комбинаций знаний, умений и компетентностей,
повышающих его конкурентоспособность. Основным механизмом развития
конкурентоспособности обучающихся является образовательный процесс,
направленный на формирование ключевых компетентностей: проектной,
рефлексивной,
технологической,
социальной,
коммуникативной
и
информационной.
Курс «Индивидуальный проект» вводится для целенаправленной
теоретической и практической подготовки учащихся 10-х классов к
освоению
новых
технологий.
Программа
проектной
деятельности направлена не только на выработку самостоятельных
исследовательских умений, но и способствует развитию творческих
способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в
ходе учебного процесса на разных предметах, и приобщает к конкретным
жизненно важным проблемам.
Отличительная особенность курса состоит в том, что программа
представляет собой учебный проект или учебное исследование, выполняемое
обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов, что
обеспечивает приобретение навыков в самостоятельном освоении
содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности,
или самостоятельном применении приобретенных знаний и способов
действий при решении практических задач, а также развитие способности
проектирования и осуществления целесообразной и результативной
деятельности
(познавательной,
конструкторской,
социальной,
художественно-творческой, иной). В основе проектной деятельности лежит
развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать
свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие
критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и
решить проблему. Индивидуальный проект является логическим
завершением школьной проектной системы и, одновременно, переходным
элементом, мостом к взрослой, самостоятельной жизни человека. Если при
выполнении групповых проектов в 5-9 классах школьники совместно
проходят все этапы проектной работы, коллективно отвечая за результат
проекта, то в старшей школе перед каждым учеником стоит задача
продемонстрировать уже не отдельные навыки, а умение выполнить работу
самостоятельно от начала и до конца. Индивидуальный проект выполняется
обучающимся в течение одного года в рамках учебного времени, специально
отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде
завершённого учебного исследования или разработанного проекта:
информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного,
конструкторского, инженерного, иного.
2

Рабочая программа курса «Индивидуальный проект» для 10 класса
разработана на основании следующих документов:
- Федерального Закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. « Об образовании в
Российской Федерации»;
-ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от
17.12.2010 г., с изменениями;
-Примерной Образовательной программы основного общего образования,
одобренной Министерством образования и науки РФ от 08.04.2015 г.№ 1\15;
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях и санитарноэпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2821 -10
(утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача
РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 c изменениями №3,
утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24
ноября 2015 г. № 81;
- Приказа Министерства образования и науки РФ « Об утверждении
федеральных перечней учебников , рекомендованных к использованию по
реализации имеющих аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования на 2021-2022
уч.год»;
- основной образовательной программой основного общего образования
МКОУ СОШ № 13 пгт. Дружинино;
- Учебного плана МКОУ СОШ № 13 р.п.Дружинино на 2023-2024 уч.год;
- Положения « О рабочей программе педагога МКОУ СОШ № 13
пгт.Дружинино»
Цель курса: развитие навыков проектной деятельности, оказание
методической поддержки обучающимся 10 класса при подготовке
индивидуальных проектов
Данный курс решает следующие задачи в отношении обучающихся:
•
познакомить с теоретическими основами научно-исследовательской
деятельности;
•
овладение приемами работы с неструктурированной информацией
(сбор и обработка, анализ, интерпретация и оценка достоверности,
аннотирование, реферирование, компиляция) и простыми формами анализа
данных;
•
обучение целеполаганию, планированию и контролю;
•
формирование потребности к целенаправленному самообразованию;
•
углубление, расширение и систематизация знаний в выбранной области
научного знания или вида деятельности;
3

•
совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта
познавательной
деятельности,
профессионального
самоопределения
обучающихся.
•
формирование навыков презентации результатов собственной
деятельности;
•
обучение методам творческого решения проектных задач;
•
формирование умений представления отчётности в вариативных
формах;
•
отработать навыки публичного выступления, защиты своей работы
перед аудиторией;
•
создание дополнительных условий для успешной социализации и
ориентации в мире профессий.
Общая характеристика курса
Содержание
курса
«Индивидуальный
проект»
представлено
современной модульной системой обучения, которая создается для
наиболее благоприятных условий развития личности путем обеспечения
гибкости содержания обучения, приспособления к индивидуальным
потребностям обучающихся и уровню их базовой подготовки. Программный
материал отражает современные запросы общества и государства к
построению образовательного процесса, содержание Программы разработано
в соответствии с требованиями современной дидактик и возрастной
психологии и направленно на решение задач по реализации требований
ФГОС СОО в полном объеме.
Программа учебного курса «Индивидуальный проект» представлена
модулями, освоение которых в полном объеме позволит сопроводить
подготовку и реализацию обучающимися, осваивающими ООП среднего
общего образования, индивидуального проекта, а также подготовить его к
защите. Форма защиты и процедура оценивания индивидуального проекта
регламентируется соответствующим локальным актом образовательной
организации.
Для
успешного
управления
проектно-исследовательской
деятельностью
обучающихся
используются
следующие принципы
организации данного процесса:
Принцип самодеятельности. Ученик может овладеть ходом своего
исследования только в том случае, если он сможет это исследование прожить
на собственном опыте. Именно такая деятельность предоставляет ученику
гораздо большую свободу мыслительной деятельности, чем репродуктивная
деятельность. Возможность приобретения права выбора собственной
предметной деятельности дает ученику необходимость самостоятельного
анализа результатов и последствий своей деятельности. Каждый достигнутый
результат порождает рефлексию, следствием которой становится появление
новых планов и замыслов, которые в дальнейшем конкретизируются и
воплощаются в новые исследования. Таким образом, учебная активность
4

приобретает непрерывный и мотивированный характер. Самостоятельная
деятельность школьника позволяет ему выйти на новый уровень
взаимоотношений со своими сверстниками и педагогами, он становится
партнером и сотрудником взрослого.
Принцип доступности исследования. Занятие проектной и учебноисследовательской деятельностью предполагает освоение материала за
рамками школьного учебника, и это происходит зачастую на высоком уровне
трудности. Но понятие «высокий уровень трудности» имеет смысл тогда,
когда он имеет непосредственное отношение к конкретному ученику, а не к
конкретному учебному материалу: что для одного ученика достаточно
сложно и непонятно, для другого — просто и доступно.
Принцип естественности. Тема исследования, за которую берется
школьник, не должна быть надуманной взрослым. Она должна быть реальной
и выполнимой, интересной и настоящей. Ее естественность заключается в
том, что ученик сможет исследовать ее самостоятельно, без посторонней
помощи, без каждодневной и постоянной помощи взрослого, когда ребенок
может сам ее потрогать, ощутить возможности решения проблемы, стать
первооткрывателем без подсказки и руководства учителя.
Принцип наглядности или экспериментальности. В исследовательской
деятельности человек познает свойства веществ и явлений не только
зрением, но и с помощью других анализаторов. Таким образом, принцип
наглядности — достаточно широкое понятие и выходит за рамки только
созерцательной стороны восприятия предметов и явлений и позволяет
ученику экспериментировать с теми предметами, материалами, вещами,
которые он изучает в качестве исследователя.
Принцип осмысленности. Для того чтобы знания, полученные в ходе
исследования (проекта), стали действительно личными ценностями ученика,
они должны им осознаваться и осмысливаться, а вся деятельность его в ходе
исследования должна быть подчинена поиску единого поля ценностей в
рамках проблемы. Это возможно только в том случае, если цель
исследования, задачи, проблема, гипотеза исследования — не готовые
выкладки, сформулированные взрослым, а плод раздумий, своеобразный
инсайт ученика. Осмысление проблемы происходит в самостоятельной
деятельности. Только тогда ученик в состоянии раскрыть причинноследственные связи между отдельными компонентами исследования, своими
словами сформулировать и объяснить главные теоретические идеи,
применить изученную теорию для объяснения частных явлений,
неожиданных результатов, полученных в ходе исследования. Процесс
осмысления проблемы, ее обдумывания требует сложной мыслительной
деятельности, мыслительных операций: синтез, сравнение, обобщение.
Именно процесс осмысления исследования дает ученику осознанность
выполняемого им действия и формирует умение совершать логические
умственные операции, формирует способность переносить полученные или
имеющиеся знания в новую ситуацию.
5

Принцип культуросообразности. Воспитание у ученика культуры
соблюдения научных традиций, научного исследования и новизной и
оригинальностью подходов в его решении научной задачи. Принцип
культуросообразности
можно
считать
принципом
творческой
исследовательской деятельности, когда ученик привносит в исследование
что-то свое, неповторимое, пронизанное своими мироощущениями и
мировосприятием, что позволяет сделать исследование неповторимым и
оригинальным.
Планируемые
результаты
освоения
программы
курса
«Индивидуальный проект» уточняют и конкретизируют общее понимание
личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиций
организации их достижения в образовательной деятельности, так и с позиций
оценки достижения этих результатов.
Результаты изучения курса «Индивидуальный проект» должны
отражать:
1. Развитие личности обучающихся средствами предлагаемого курса:
развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностносмысловых установок; развитие познавательных, регулятивных и
коммуникативных способностей; готовности и способности к саморазвитию
и профессиональному самоопределению.
2. Овладение систематическими знаниями и приобретение опыта
осуществления
целесообразной
и
результативной
проектной
и
исследовательской деятельности.
3. Развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению
ключевыми
компетентностями,
составляющими
основу
умения:
самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и
сотрудничеству,
эффективному
решению
(разрешению)
проблем,
осознанному использованию информационных и коммуникационных
технологий, самоорганизации и саморегуляции.
4. Обеспечение академической мобильности и возможности поддерживать
избранное направление образования.
5. Обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.
В соответствии с концепцией ФГОС, личностными результатами
является «сформировавшаяся в образовательном процессе система
ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам
образовательного процесса, самому образовательному процессу и его
результатам».
6

Планируемые личностные результаты
При освоении курса планируется достичь следующих личностных
результатов:
– личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
– действие смыслообразования (установление учащимися связи между целью
учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом
учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.
Учащийся должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет
для него учение, и уметь находить ответ на вопрос);
– действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания,
обеспечивающее собственный моральный выбор на основе социальных и
личностных ценностей;
- сформированность позитивной самооценки, самоуважения, развитие
образовательной успешности каждого обучающегося;
- сформированность коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми;
Планируемые метапредметные результаты
Под метапредметными результатами в концепции ФГОС понимаются
«освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных
предметов
способы
деятельности,
применимые
как
в
рамках
образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных
жизненных - ситуациях». Планируемые метапредметные результаты
включают группу регулятивных, познавательных, коммуникативных
универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
 целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
 планирование – определение последовательности промежуточных целей с
учетом конечного результата; составление плана и последовательности
действий;
 прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его
временных характеристик;
 контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

7

 коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и
способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его
реального продукта;
 оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще
подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные учебные действия:
 самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
 поиск и выделение необходимой информации; применение методов
информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
 знаково-символические действия: моделирование – преобразование
объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаковосимволическую модель, где выделены существенные характеристики
объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов,
определяющих данную предметную область;
 умение структурировать знания;
 умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и
письменной формах;
 выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
 рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности;
 смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в
зависимости от цели; извлечение необходимой информации из
прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение
основной и второстепенной информации; свободная ориентация и
восприятие текстов художественного, научного, публицистического и
официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств
массовой информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками –
определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
 постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации;
 разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и
оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения
и его реализация;
 управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий
партнера;
8

 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации;
 владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Планируемые предметные результаты
В концепции ФГОС под предметными результатами понимается «усвоение
обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках
отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения
проблем, опыта творческой деятельности».
В результате обучения по программе курса «Индивидуальный проект»
обучающийся научится:
– формулировать цели и задачи проектной (исследовательской)
деятельности;
– планировать работу по реализации проектной (исследовательской)
деятельности;
– реализовывать запланированные действия для достижения поставленных
целей и задач;
– оформлять информационные материалы на электронных и бумажных
носителях с целью презентации результатов работы над проектом;
– осуществлять рефлексию деятельности, соотнося ее с поставленными
целью и задачами и конечным результатом;
– использовать технологию учебного проектирования для решения личных
целей и задач образования;
– навыкам самопрезентации в ходе представления результатов проекта
(исследования);
– осуществлять осознанный выбор направлений созидательной деятельности.

Содержание курса
Содержание
курса
«Индивидуальный
проект»
представлено
современной модульной системой обучения, которая создается для
наиболее благоприятных условий развития личности путем обеспечения
гибкости содержания обучения, приспособления к индивидуальным
потребностям обучающихся и уровню их базовой подготовки. Программный
материал отражает современные запросы общества и государства к
построению образовательного процесса, содержание Программы разработано
в соответствии с требованиями современной дидактик и возрастной
9

психологии и направленно на решение задач по реализации требований
ФГОС СОО в полном объеме.
Программа учебного курса «Индивидуальный проект» представлена
модулями, освоение которых в полном объеме позволит сопроводить
подготовку и реализацию обучающимися, осваивающими ООП среднего
общего образования, индивидуального проекта, а также подготовить его к
защите. Форма защиты и процедура оценивания индивидуального проекта
регламентируется соответствующим локальным актом образовательной
организации.
Модуль 1. Культура исследования и проектирования
Знакомство с современными научными представлениями о нормах проектной
и исследовательской деятельности, а также анализ уже реализованных
проектов.
Раздел 1.1. Что такое проект. Основные понятия, применяемые в области
проектирования: проект; технологические, социальные, экономические,
волонтёрские, организационные, смешанные проекты.
Раздел 1.2. Анализирование проекта. Самостоятельная работа обучающихся
(индивидуально и в группах) на основе найденного материала из открытых
источников и содержания школьных предметов, изученных ранее (истории,
биологии, физики, химии).
Раздел 1.3. Выдвижение идеи проекта. Процесс проектирования и его
отличие от других профессиональных занятий.
Раздел 1.4. «Сто двадцать лет на службе стране». Проект П. А. Столыпина.
Рассмотрение примера масштабного проекта от первоначальной идеи с
системой аргументации до полной его реализации.
Раздел 1.5. Техническое проектирование и конструирование. Разбор
понятий:
проектно-конструкторская
деятельность,
конструирование,
техническое проектирование.
Раздел 1.6. Социальное проектирование как возможность улучшить
социальную сферу и закрепить определённую систему ценностей в сознании
учащихся.
Раздел 1.7. Волонтёрские проекты и сообщества. Виды волонтёрских
проектов:
социокультурные,
информационно-консультативные,
экологические.
Раздел 1.8. Анализ проекта сверстника. Знакомство и обсуждение
социального проекта «Дети одного Солнца», разработанного и
реализованного старшеклассником.
Раздел 1.9. Анализ проекта сверстника. Обсуждение возможностей
10

IT-технологий для решения практических задач в разных сферах
деятельности человека.
Раздел 1.10. Исследование как элемент проекта и как тип деятельности.
Основные элементы и понятия, применяемые в исследовательской
деятельности: исследование, цель, задача, объект, предмет, метод и субъект
исследования.
Модуль 2. Самоопределение
Самостоятельная работа обучающихся с ключевыми элементами проекта.
Раздел 2.1. Проекты и технологии: выбор сферы деятельности.
Раздел 2.2. Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить
своим проектом.
Раздел 2.3. Формируем отношение к проблемам.
Раздел 2.4. Знакомимся с проектными движениями.
Раздел 2.5. Первичное самоопределение. Обоснование актуальности
темы для проекта/исследования.
Модуль 3. Замысел проекта
Раздел 3.1. Понятия «проблема» и «позиция» в работе над проектом.
Раздел 3.2. Выдвижение и формулировка цели проекта.
Раздел 3.3. Целеполагание, постановка задач и прогнозирование результатов
проекта.
Раздел 3.4. Роль акции в реализации проектов.
Раздел 3.5. Ресурсы и бюджет проекта.
Раздел 3.6. Поиск недостающей информации, её обработка и анализ.
Модуль 4. Условия реализации проекта
Анализ необходимых условий реализации проектов и знакомство с
понятиями разных предметных дисциплин.
Раздел 4.1. Планирование действий. Освоение понятий: планирование,
прогнозирование, спонсор, инвестор, благотворитель.
Раздел 4.2. Источники финансирования проекта. Освоение понятий:
кредитование, бизнес-план, венчурные фонды и компании, бизнес-ангелы,
долговые и долевые ценные бумаги, дивиденды, фондовый рынок,
краудфандинг.
Раздел 4.3. Сторонники и команда проекта, эффективность использования
вклада каждого участника. Особенности работы команды над проектом,
проектная команда, роли и функции в проекте.
Раздел 4.4. Модели и способы управления проектами.
Модуль 5. Трудности реализации проекта

11

Раздел 5.1. Переход от замысла к реализации проекта. Освоение понятий:
жизненный цикл проекта, жизненный цикл продукта (изделия),
эксплуатация, утилизация.
Раздел 5.2. Возможные риски проектов, способы их предвидения и
преодоления.
Раздел 5.3. Практическое занятие по анализу проектного замысла «Завод по
переработке пластика».
Раздел 5.4. Практическое занятие по анализу проектного замысла
«Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов.
Раздел 5.5. Практическое занятие по анализу региональных проектов
школьников по туризму и краеведению.
Модуль 6. Предварительная защита и экспертная оценка проектных
и исследовательских работ
Раздел 6.1. Позиция эксперта.
Раздел 6.2. Предварительная защита проектов и исследовательских работ,
подготовка к взаимодействию с экспертами.
Раздел 6.3. Оценка проекта сверстников: проект «Разработка портативного
металлоискателя». Проектно-конструкторское решение в рамках проекта и
его экспертная оценка.
Раздел 6.4. Начальный этап исследования и его экспертная оценка.
Модуль 7. Дополнительные возможности улучшения проекта
Раздел 7.1. Технология как мост от идеи к продукту. Освоение понятий:
изобретение, технология, технологическая долина, агротехнологии.
Раздел 7.2. Видим за проектом инфраструктуру.
Раздел 7.3. Опросы как эффективный инструмент проектирования.
Освоение понятий: анкета, социологический опрос, интернет-опрос,
генеральная совокупность, выборка респондентов.
Раздел 7.4. Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов.
Освоение понятий: таргетированная реклама, реклама по бартеру и
возможности продвижения проектов в социальных сетях.
Раздел 7.5. Алгоритм создания и использования видеоролика для
продвижения проекта.
Раздел 7.6. Оформление и предъявление результатов проектной и
исследовательской деятельности.
Модуль 8. Презентация и защита индивидуального проекта
Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов/
исследований старшеклассников, рекомендации к её подготовке и
проведению.
12

Согласовано:
заместитель директора по УВР
________________Савичева Е.И.

Поурочно-тематическое планирование
«Индивидуальный проект»
2021-2022 уч.год
Класс – 10
Учитель Ларионова И.А.
Кол-во часов в неделю – 1
Кол-во часов за год - 35

Тема

Основное содержание

Что такое проект. Понятие проекта. Происхождение понятия. Цели
Анализ проектов.
проектов. Проекты, оказавшие влияние на жизнь
большей части человечества. Отечественные и
зарубежные
масштабные
проекты.
Непредсказуемые последствия проектов. Замысел
проекта. Реализация проекта. Основные видимые
признаки проекта. Сложности понимания и
осуществления проектных идей
Выдвижение
Конечный результат проекта. Логика работы
проектной
идеи проектировщика. Отличие проектирования от
как формирование занятий искусством, математикой и других
образа будущего
профессиональных
занятий.
Реальное
и
воображаемое в проектировании. Понятие о
сторонниках
и
противниках
проекта.
Необходимость аргументации своей позиции при
проектировании.
Сопоставление
различных
аргументов
Техническое
Понятие «техносфера». Искусственная среда.
проектирование и Конструирование и конструкции. Анализ и синтез
конструирование
вариантов конструкции. Функция конструкции.
как
Личное действие в проекте. Отчуждаемый продукт
типы деятельности
Социальное
Отличие
проекта
от
дела.
Социальное
проектирование.
проектирование. Старт социального проекта.
Волонтёрские
Отношения, ценности и нормы в социальном
проекты
и проекте.
Проектирование
ценности.
13

Кол-во
часов
1

1

1

1

сообщества

Анализируем
проекты
сверстников
Исследование как
элемент проекта и
как
тип
деятельности
Проекты
и
технологии:
выбираем сферы
деятельности
Создаём элементы
образа будущего
Отношение
проблемам.
Проектные
движения

к

Первичное
самоопределение.
Обоснование
актуальности темы
для проекта или
исследования
Учебный проект:
требования
к
структуре
и
содержанию

Понятия
«проблема»

Проектирование
способов
деятельности.
Мероприятия проекта. Личная ответственность за
происходящее вокруг нас. 2018 год — год
добровольца (волонтёра) в РФ. Организация
«Добровольцы России»
Проблема. Цель проекта. Задачи проекта. План
реализации
проекта.
Результаты
проекта.
Математическое моделирование, компьютерное
моделирование,
программное
обеспечение,
агроинженерия.
Цель и результат исследования. Исследования
фундаментальные
и
прикладные.
Монодисциплинарные и междисциплинарные
исследования. Гипотеза и метод исследования.
Способ и методика исследования
Приоритетные направления развития: транспорт,
связь, новые материалы, здоровое питание,
агробиотехнологии, «умные дома» и «умные
города»
Позитивный образ будущего для себя и для
других. Понятие качества жизни. Что мы хотим
изменить своим проектом.
Проблемы
практические,
научные,
мировоззренческие.
Проблемы
глобальные,
национальные,
региональные,
локальные.
Комплексные
Проблемы.
Президентский
форум
«Месторождение
талантов»,
молодёжные
программы «Шаг в будущее», «Билет в будущее»
Варианты самоопределения при выборе темы:
актуальность, желание осуществить изменения,
стремление обеспечить развитие, получение
новых знаний и др.
Современный проект учащегося – дидактическое
средство
активизации
познавательной
деятельности,
развития
креативности
и
одновременно
формирования
определенных
личностных качеств. Структура и содержание
учебного проекта. Выбор темы. Определение
целей и темы проекта.
Проблемная ситуация. Позиции конструктора,
учёного, управленца, финансиста
14

1

1

1

1

1

1

1

1

и «позиция» при
осуществлении
проектирования
Формулирование
цели проекта

Цели и ценности проекта. Личное отношение к
ситуации. Соотнесение прогноза и идеала.
Постановка цели и принятие цели. Заказчик
проекта
Перевод проблемы и цели в задачи. Соотношение
имеющихся и отсутствующих знаний и ресурсов.
Ресурс для реализации проекта.
Средства достижения цели проекта. Участники
проекта. Интересанты проекта.
Информационный
ресурс.
Объективность
информации. Экспертное знание. Совпадающие и
различающиеся позиции. Выявление оснований
расхождения мнений
Понятие планирования. Основная функция
планирования.
Инструменты
планирования.
Контрольные точки планируемых работ

Целеполагание и
постановка задач.
Прогнозирование
результатов
проекта
Поиск
недостающей
информации,
её
обработка и анализ
Планирование
действий — шаг за
шагом по пути к
реализации
проекта
Источники
Понятие бюджета проекта. Собственные средства.
финансирования
Привлечённые
средства.
Источники
проекта
финансирования.
Венчурные
фонды.
Кредитование. Работа с разными позициями.
Противники проекта. Сторонники проекта.
Команда проекта
Модели
Контрольная точка. Ленточная диаграмма (карта
управления
Ганта). Дорожная карта
проектами
Переход
от Жизненный цикл проекта. Жизненный цикл
замысла
продукта.
Переосмысление
замысла.
к
реализации Несовпадение замысла и его реализации
проекта
Риски проекта
Возможные
риски
проекта.
Способы
предупреждения рисков
Практическое
Проблема. Цель проекта. Задачи проекта. План
занятие.
Анализ реализации проекта. Результаты проекта. Средства
проектных
реализации проекта. Вариативность средств.
замыслов
Прорывные технологии и фундаментальные
знания.
Анализ ситуации. Критерии сравнения проектных
замыслов.
Образ
желаемого
будущего.
Оригинальность идеи проекта. Бизнес-план.
15

1

1

1

1

1

1

1

1
2

Маркетинговые риски.
Позиция эксперта Экспертная позиция. Экспертное мнение и
суждение. Разные подходы к проблематике
проектов. Запрос на ноу-хау и иные вопросы
эксперту.
Предварительная защита проектных и исследовательских работ
Оцениваем
Описание ситуации для постановки проблемы и
проекты
задач на примере
сверстников
проектно-конструкторской работы. Преимущество
проектируемого
инструмента.
Анализ
ограничений существующих аналогов. Цель
проекта. Дорожная карта проекта
Оценка начального Актуальность темы исследования. Масштаб
этапа
постановки цели. Методики исследования. Ход
исследования
проведения
исследования.
Обзор
научной
литературы. Достоверность выводов
Технология
как Изобретения.
Технологии.
Технологические
мост
долины. Наукограды. Использование технологий
от идеи к продукту для решения проблем
Видим за проектом Инфраструктура. Базовый производственный
инфраструктуру
процесс. Вспомогательные процессы и структуры.
Свойства инфраструктуры
Опросы
как Социологический опрос как метод исследования.
эффективный
Использование опроса при проектировании и
инструмент
реализации проекта. Интернет-опросы. Понятие
проектирования
генеральной совокупности
Возможности
Возможности
сетей
для
поиска
социальных сетей. единомышленников и продвижения проектов
Сетевые
формы
проектов
Использование
Создание видеоролика как средство продвижения
видеопроекта. Создание «эффекта присутствия».
ролика
в Сценарий. Съёмка. Монтаж
продвижении
проекта
Оформление и
Выстраивание структуры текста для защиты.
предъявление
Основные пункты и тезисы выступления.
результатов
Наглядность,
ёмкость,
информативность
проектной и
выступления
исследовательской
деятельности

16

1

1
1

1

1

1

1

1

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».