Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 13
пгт, Дружинино
РАССМОТРЕНО
на Педагогическом
совете
Приказ № 2-од от 01.09.2023
протокол № 1 от
30.08.2023
Рабочая программа
учебного предмета «Индивидуальный проект»
11 класс (ФГОС)
2023
Пояснительная записка
к программе индивидуальный проект для 11 класса на 2023 – 2024 учебный год
Рабочая программа по индивидуальному проекту для 11 класса составлена на
основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, примернойпрограммы по индивидуальному проекту в соответствии с
ФГОС СОО. Авторы – составители Н.В.Антипова, М.В.Половкова. Москва,
«Просвещение», 2019 г.
Рабочая программа и тематическое планирование согласно учебного плана рассчитана
на 34 часа (1 час в неделю) и ориентированы на учебник ФГОС. М.В. Половкова.
Индивидуальный проект 10 – 11 классы. Москва, «Просвещение» 2020 г.
Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся
является средством реализации требований Стандарта к личностным и
метапредметным результатам освоения основной образовательной программы,
конкретизирует методы формирования универсальных учебных действий учащихся на
этой ступени образования в части повышения мотивации и эффективности
учебной деятельности обучающихся. Программа направлена на развитие
творческих способностей обучающихся, формирование у них основ культуры
исследовательской и проектной деятельности, системных представлений и
позитивного социального опыта применения методов и технологий этих видов
деятельности, развитие умений обучающихся самостоятельно определять цели и
результаты (продукты) такой деятельности. Программа обеспечивает требования
Стандарта к организации системно-деятельностного подхода в обучении и
организации самостоятельной работы обучающихся, развитие критического и
формирование инновационного мышления в процессе достижения личностно
значимой цели, представляющей для обучающихся познавательный или прикладной
интерес.
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих
обучающихся к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как
мобильность, динамизм, конструктивность. Такая подготовка не может быть
обеспечена за счет усвоения определенного количества знаний. На современном
этапе требуется: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы,
сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для
жизни в быстро меняющемся обществе.
Особая роль в достижении целей образования принадлежит проектной технологии,
т.к. она оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно
на информационную деятельность, к которой относится обучение. Развитие и
расширение использования проектной технологии напрямую связывается с проблемой
изменения эффективности обучения.
Проектная учебная деятельность учащихся – представляет собой творческую
учебную работу по решению практической задачи, цели и содержание которой
определяются учащимися и осуществляются ими в процессе теоретической
проработки и практической реализации при консультации учителя.
•
•
•
•
Цель:
- формирование у обучающихся системных представлений и опыта
применения методов, технологий и форм организации проектной и учебноисследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных
результатов образования;
– формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации
обучающимися результатов исследования, индивидуального проекта, направленного
на решение научной, личностной или социально значимой проблемы
Задачи:
сформировать навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности,
критического мышления;
выработать способность к инновационной, аналитической, творческой,
интеллектуальной деятельности;
продолжить формирование навыков проектной и учебно-исследовательской
деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и
способов действий при решении различных задач, используя знания одного или
нескольких учебных предметов или предметных областей;
развитие навыков постановки цели и формулирования гипотезы исследования,
планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации,
структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных
данных, презентации результатов; мониторинг личностного роста участников
проектно-исследовательской деятельности;
Индивидуальный проект - особая форма организации образовательной деятельности
обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под
руководством учителя в течение учебного времени, отведенного учебным планом, и
должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или
разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного.
На уровне среднего общего образования роль учителя сводится к следующему:
старшеклассники сами определяют личностно-значимую проблему, формулируют
тему, ставят цели и задачи своего проектирования, выдвигают гипотезу. Ставя
практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства и
предлагают варианты практического использования проектного и исследовательского
продукта.
Возможными направлениями проектной и учебно-исследовательской
деятельности учащихся являются:
•
исследовательское;
информационное;
•
игровое;
•
творческое.
Результаты учебноисследовательской деятельности
могут быть представлены в виде:
рефератов;
•
статей, обзоров;
•
отчетов и заключений по итогам исследований;
•
презентаций;
•
эссе, рассказов, стихов, рисунков
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Функциональные обязанности участников индивидуального проекта следующие:
Роль учителя.
Учитель на всех этапах выступает как помощник, обеспечивая деятельность
школьника:
Консультирует (учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную
оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя
образовательную среду и т. п.)
Мотивирует (раскрывает перед обучающимися ситуацию проектной деятельности
как ситуацию выбора и свободы самоопределения.)
Провоцирует (предлагает вопросы, требующие размышления, самостоятельной
оценки деятельности, моделирует различные ситуации.)
Наблюдает (получение информации, которая позволит продуктивно работать во
время консультации и ляжет в основу его действий по оценке уровня компетентности
учащихся). Поэтапно отслеживает результаты проектной деятельности.
Координирует работу обучающихся.
Роль ученика
Выступает активным участником, т.е. становится субъектом деятельности.
Имеет определенную свободу в выбореспособов и видов деятельности для
достижения поставленной цели.
Имеет возможность самостоятельно приращивать знания и навыки по выбранной
проблеме (теме).
Повышается ответственность за выполнение работы и ее результаты.
Самостоятельное планирование деятельности и презентация её результатов.
Возможность совместной интеллектуальной деятельности малых групп, консультации
учителя.
Формы организации занятий:
Индивидуальная;
Парная;
Групповая;
Коллективная;
Самостоятельная работа
Формы контроля освоения программы.
Оценка проектной/ исследовательской деятельности обучающихся проводится по
результатам представления продукта/учебного исследования. Публично должны быть
представлены два элемента проектно -исследовательской работы:
з
а
щ
и
т
а
т
е
м
ы
п
р
о
е
к
т
а
/
и
с
с
л
е
д
о
в
а
н
и
я
(
и
д
е
и
)
;
з
а
щ
и
т
а
р
е
а
л
и
з
о
в
а
н
н
о
г
о
п
р
о
е
к
т
а
/
и
с
с
л
е
д
о
в
а
н
и
я
.
•
•
•
Оценивание производится на основе критериальной модели:
Оценка за выполнение и содержание проекта/исследования;
Оценка за защиту проекта/исследования;
Итоговая оценка выставляется по пятибалльной системе, как среднее арифметическое
двух вышеуказанных оценок.
Индивидуальный проект обязателен для выполнения обучающимися по
выбранному предмету.
На изучение индивидуального проекта в 11 классе согласно Учебному плану
МКОУ СОШ №13 рп Дружинино на 2021 – 2022 учебный год отводится 1 час в
неделю, что составляет 34 часа в год в соответствии с календарным учебным
графиком школы.
Планируемые предметные результаты освоения индивидуального
проекта в 11 классе 2023 – 2024 уч. год
Личностные результаты:
уважение к личности и её достоинству,
доброжелательное отношение к окружающим;
потребность в самовыражении и самореализации,
социальном признании;
готовность и способность к
самоорганизации и самореализации;
готовность и
способность к выполнению норм и требований
школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и
взаимного уважения и приятия;
умение конструктивно
разрешать конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в
отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных
видах деятельности;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего
социального окружения, общественно полезной деятельности;
• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социальноисторических, политических и экономических условий;
устойчивый познавательный интерес и становление
смыслообразующей функции познавательного мотива;
готовность к выбору профильного образования.
Ученик получит возможность для формирования:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
готовности к самообразованию и самовоспитанию; o адекватной позитивной
самооценки и Я-концепции;
o компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
o способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников
дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении
моральным нормам и этическим требованиям;
o осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающегося в
поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
М
е
т
а
п
р
o
е
д
м
е
т
н
ы
е
р
е
з
у
л
ь
т
а
т
ы
:
у
ч
е
н
и
к
н
а
у
ч
и
т
с
я
:
•
•
•
•
определять область своих познавательных интересов;
искать необходимую информацию в открытом информационном пространстве с
использованием Интернета, цифровых образовательных ресурсов, работать с
каталогами библиотек;
находить практическое применение имеющимся предметным знаниям в ходе
выполнения учебного исследования или проекта;
планировать и выполнять учебный проект, учебное исследование, используя методы,
оборудование и технологии адекватные проблеме:
•
•
•
•
•
•
•
распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем
научного исследования, формулировать выводы на основании полученных
результатов;
использовать научные методы: постановка проблемы, выдвижение гипотезы,
доказательство, анализ, обобщение, статистика, эксперимент, наблюдение,
рассуждение, опровержение, установление причинно-следственных связей,
построение и выполнение алгоритма и т.д.;
ясно и логично излагать свою точку зрения, участвовать в дискуссиях, обсуждать
проблему, находить компромиссные решения и т.д.;
видеть и комментировать
разные точки зрения, морально-этические аспекты проблемы;
предполагать возможное практическое применение результатов учебного
исследования и продукта учебного проекта
самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебный проект, учебное
исследование;
целенаправленно и осознанно развивать свои познавательные, регулятивные,
коммуникативные способности;
осознавать свою ответственность за достоверность полученной информации,
полученных знаний, качество выполнения проекта,
исследования.
Предметные результаты: в концепции ФГОС под предметными результатами
понимается усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта,
изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, приобретение навыков работы
над индивидуальным проектом, опыта решения проблем, опыта творческой
деятельности, от постановки проблемы до создания портфолио проекта.
Содержание программного материала по индивидуальному проекту
в 11 классе на 2023 – 2024 учебный год
№
п/п
Название раздела, курса
Количество Формы организации уч
часов
деятельности
1.
ТРУДНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
4
групповая, индивидуаль
2.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
УЛУЧШЕНИЯ ПРОЕКТА
9
индивидуальная, группо
3.
УПРАВЛЕНИЕ ОФОРМЛЕНИЕМ И
ЗАВЕРШЕНИЕМ ПРОЕКТОВ
12
групповая, индивидуальн
4.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ И ЗАЩИТА ПРОЕКТА
3
индивидуальная
5.
РЕФЛЕКСИЯ
6
Индивидуальная
Календарно – тематическое планирование по индивидуальному
проекту в 11 классе 2023 – 2024 учебный год
№
п/п
Тема урока
10.
11.
12.
13.
I четверть – 9 часов
ТРУДНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Переход от замысла к реализации проекта
Риски проекта
Практическое занятие. Анализ проектного замысла «Завод по переработке пластика»
Практическое занятие. Анализ проектного замысла. «Превратим мусор в ресурс»
Практическое занятие. Анализ проектов сверстников: туризм и краеведение
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ УЛУЧШЕНИЯ ПРОЕКТА
Технология как мост от идеи к продукту
Видим за проектом инфраструктуру
Опросы как эффективный инструмент проектирования
Разработка и проведение опроса
II четверть – 7 часов
Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов
Использование видеоролика в продвижении проекта. Идея. Замысел. Тема. Сценарий
Съёмка. Крупность планов. Ракурс. Панорама
Монтаж
14.
Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
УПРАВЛЕНИЕ ОФОРМЛЕНИЕМ И ЗАВЕРШЕНИЕМ ПРОЕКТОВ
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
Способы и формы представления данных
Работа в сети Интернет
III четверть – 10 часов
Компьютерная обработка данных исследования
Библиография, справочная литература, каталоги
Сбор и систематизация материалов по проектной работе
Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка
литературы
Требования к оформлению проектной работы
Критерии анализа и оценивания проектной работы
Публичное выступление. Главные предпосылки успеха публичного выступления
Навыки монологической речи. Аргументирующая речь
Умение отвечать на незапланированные вопросы
Подготовка авторского доклада
IY четверть – 8 часов
27.
28
29.
30.
31.
32.
33.
34.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ И ЗАЩИТА ПРОЕКТА
Представление результатов индивидуального проекта
Плюсы и минусы
РЕФЛЕКСИЯ
Самооценка индивидуального проекта
Основные положения Государственной системы стандартизации РФ
Законы РФ «О стандартизации», «О защите прав потребителей»
Государственная система стандартизации. Документы
Сертификат соответствия. Патентное право в России
Обобщение знаний по курсу «Индивидуальный проект»
Литература
Для учителя:
1. Примерная программа по индивидуальному проекту в соответствии с ФГОС СОО.
Авторы – составители Н.В.Антипова, М.В.Половкова. Москва, «Просвещение», 2019
г.
2. Учебник ФГОС. М.В. Половкова. Индивидуальный проект 10 – 11 классы.
Москва, «Просвещение» 2020 г.
Для учащихся:
Учебник ФГОС. М.В. Половкова. Индивидуальный проект 10 – 11 классы.
Москва, «Просвещение» 2020 г.