Положение
о внутреннем мониторинге качества
образования
МКОУ СОШ №13 р.п.Дружинино
1.Общие положения.
1.1 .Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации
«Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Уставом МКОУ СОШ №13 р.п.Дружинино
1.2. Настоящее Положение регламентирует деятельность всех участников
образовательного процесса по подготовке и проведению внутреннего мониторинга
качества образования (далее ВМКО), а также по использованию полученных результатов
для принятия управленческих решений, направленных на повышение качества
образования.
1.3. ВМКО осуществляется в целях совершенствования организационного и научнометодического обеспечения образовательного процесса в рамках внутришкольной
системы оценки качества образования.
1.4. Мониторинг связан со всеми функциями управления, ориентирован на
информационное обеспечение управления, обеспечивает эффективность, позволяет судить
о состоянии объекта в любой момент времени.
1.5. Основными пользователями результатов мониторинга являются органы управления
образованием, администрация и педагогические работники образовательного учреждения,
учащиеся и их родители, представители общественности.
1.6.Основными принципами мониторинга являются :
- систематичность,
- стандартизированность,
- своевременность информации,
- непрерывность,
- целесообразность,
- приоритет,
- полнота информации,
- достоверность и достаточность, комплексность,
- диагностико-прогностическая направленность.
Доступ к получению информации в рамках ВМКО определяется в соответствии с
нормативными правовыми актами, регламентирующими функционирование региональной
информационной системы образования.
1.7. Цель и задачи мониторинга
Целью мониторинга является сбор, обобщение, анализ информации о состоянии системы
образования МКОУ СОШ №13 р.п.Дружинино и основных показателях ее
функционирования для определения тенденций развития системы образования в
территории принятия обоснованных управленческих решений по достижению
качественного образования.
1.8. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- систематическое и всестороннее изучение состояния системы образовательной
деятельности МКОУ СОШ № 13 р.п.Дружинино и качества реализуемого образования;
- получение достоверной и объективной информации об условиях, организации,
содержании и результатах образовательного процесса на всех этапах;
- формирование механизма мониторинговых исследований и создание банка данных о
состоянии и тенденциях системы образовательной деятельности МКОУ СОШ №13
р.п.Дружинино с целью прогнозирования дальнейшего его развития и активного
распространения успешного опыта;
- координация деятельности всех субъектов ВМКО;
- выявление действующих на качество образования факторов, принятие мер по
минимизации действия и устранению отрицательных последствий;
- подготовка рекомендаций для принятия управленческих решений по улучшению
качества образования в МКОУ СОШ № 13 р.п.Дружинино ;
- формулирование основных стратегических направлений развития системы
образовательной деятельности МКОУ СОШ №13 р.п.Дружинино на основе анализа
полученных данных.
2. Объекты мониторинга
2.1 Объектом мониторинга является качество условий (потенциала) образовательного
учреждения, качество образовательного процесса и его результатов: их соответствие
государственным образовательным стандартам, современной социальной политике и
потребностям развития успешной личности.
2.2 Объектами мониторинга могут быть: любые структурные элементы образовательных
систем различных уровней (ученик; педагог; класс, классы; педагогический коллектив;
образовательное учреждение и т.п.).
2.3.Компоненты образовательного процесса:
- условия (нормативно-правовые, кадровые, учебно-методические, материальнотехнические, финансовые, санитарно-гигиенические, психологические и др.);
- организация (сохранение контингента, режим работы, расписание и др.);
- содержание (ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО, организация внеурочной деятельности,
учебный план, УМК, средства обучения, диагностические методики и др.);
- результаты учащихся в соответствии к требованиям ФГОС НОО; ФГОС ООО; ФГОС
СОО;
- результативность воспитывающей деятельности (эффективность реализации программ
дополнительного
образования,
уровень
достижений
учащихся,
качество
здоровьесберегающей деятельности, результативность работы по профилактике
правонарушений)
- характеристики коммуникативных процессов (учитель - ученик, ученик - ученик,
учитель - администрация, учитель - родитель, администрация - родитель, ученик родитель и т.п.).
- переход на ФГОС.
- взаимодействие школы с окружающим социумом.
3. Основные направления и виды мониторинга
3.1. ВМКО качества образования осуществляется по различным направлениям в
зависимости от его целей и обследуемого объекта.
3.2. На уровне МКОУ СОШ №13 р.п.Дружинино выбраны следующие базовые показатели
качества образования:
Ресурсное
обеспечение:
- качество кадрового обеспечения;
- качество учебно-методического обеспечения;
- качество материально-технического обеспечения;
- качество санитарно-гигиенических условий и безопасности.
Содержательное обеспечение:
- качество выполнения учебного плана.
Результативность образовательной деятельности:
- качество образовательных результатов;
- качество достижений учащихся;
- качество достижений педагогов;
- качество воспитывающей деятельности;
- результативность здоровьесберегающей деятельности.
3.3. При организации ВМКО используются различные виды измерений:
педагогические, дидактические, социологические, психологические, медицинские,
санитарно-гигиенические, статистические и др.
3.4. ВМКО может осуществляться как по отдельным видам, так и в комплексе в
зависимости от его целей и организационных возможностей.
4. Технологии мониторинга
4.1. Реализация мониторинга предполагает последовательность следующих действий:
- определение и обоснование объекта мониторинга;
- сбор данных, используемых для мониторинга;
- структурирование баз данных, обеспечивающих хранение и оперативное использование
информации;
- обработка полученных данных в ходе мониторинга;
- анализ и интерпретация полученных данных в ходе мониторинга;
- подготовка документов по итогам анализа полученных данных;
- принятие управленческих решений;
- распространение результатов мониторинга среди пользователей мониторинга
5. Информационный фонд ВМКО
5.1. ВМКО предполагает систему сбора, обработки, хранения и распространения
информации о результативности и качестве образовательной деятельности:
- статотчетность, утвержденная нормативными актами Министерства образования и
науки РФ и Министерства образования Свердловской области;
- документы и материалы, полученные в ходе подготовки учащихся к государственной
(итоговой) аттестации;
- документы и материалы, полученные в ходе анализа деятельности МКОУ СОШ № 13
р.п.Дружинино, результатов мониторинговых исследований учащихся на всех этапах
обучения.
6. Инструментарий мониторинга
6.1 Мониторинг предполагает широкое использование современных информационных
технологий на всех этапах.
6.2 Сбор информации осуществляется разными методами:
- наблюдение, характеристики;
- экспертная оценка;
- тестирование;
- диагностические и контрольные работы;
- анкетирование;
- собеседование;
- анализ документов;
- статистическая обработка информации;
- анализ портфолио учащихся и педагогов;
- самооценка;
- самодиагностика профессиональной деятельности педагогов.
Основными инструментами, позволяющими дать качественную оценку системе
образования, являются: анализ изменений характеристик во времени (динамический
анализ) и сравнение одних характеристик с аналогичными в рамках образовательной
системы (сопоставительный анализ).
Общеметодологическими требованиями к инструментарию мониторинга являются
компактность, надежность, удобство использования, стандартизированность и
апробированность.
7. Организация и управление ВМКО
7.1 Организационной основой осуществления процедуры мониторинга является
программа, на основе которой составляется годовой план ВМКО, где определяются
форма, направления, сроки и порядок проведения мониторинга, ответственные
исполнители. План утверждается приказом директора и обязателен для исполнения
работниками.
7.2. ВМКО осуществляется в двух формах: постоянный (непрерывный) мониторинг
(осуществляется непрерывно после постановки задач и создания системы запросов с
соответствующей технологией сбора и обработки информации) и периодический
мониторинг (осуществляется периодически) в соответствии с программой мониторинга.
7.3. Периодичность, показатели формы сбора и представления информации определяются
и устанавливаются директором общеобразовательного учреждения. Обязательному
систематическому исследованию подлежат учебные достижения и качество обучения.
7.4. Мониторинг представляет собой уровневую иерархическую структуру и включает в
себя административный уровень образовательного учреждения, уровень методических
объединения учителей-предметников и классных руководителей.
7.5. Проведение мониторинга требует координации действий администрации и
структурных подразделений управления МКОУ СОШ №13 р.п.Дружинино.
Для проведения ВМКО назначаются ответственные, состав которых утверждается
приказом директора школы. В состав лиц, осуществляющих ВМКО, включаются
заместители директора по учебно-воспитательной, воспитательной и административно хозяйственной работе, руководители методических объединений, педагог-психолог,
социальный педагог, учителя.
7.6. Мониторинг качества образования предполагает широкое использование
современных ИКТ-технологий на всех этапах: сбор, обработка, оценка результатов,
хранение и использование информации. Хранение и оперативное использование
информации осуществляется посредством регулярно пополняемых электронных баз
данных.
8. Контроль за проведением мониторинговых исследований и отчетность
8.1. Периодичность, показатели, формы сбора и представления информации и категории
участников мониторинга качества образования определяются и устанавливаются
администрацией МКОУ СОШ №13 р.п.Дружинино.
8.2. Лица, осуществляющие мониторинг качества образования, несут персональную
ответственность за достоверность и объективность представляемой информации, а также
за использование данных мониторинга, их обработку, анализ результатов.
8.3. По результатам мониторинга качества образования ежегодно готовятся аналитические
материалы (справочные материалы, базы данных, аналитические отчеты и т.д.), в формах,
соответствующих целям и задачам конкретных исследований. Указанные материалы
включают аналитическую и статистическую информацию, а также предложения по
вопросам, решение которых находится в компетенции администрации МКОУ СОШ №13
р.п.Дружинино.
8.4. Результаты мониторинга являются основанием для принятия обоснованных
управленческих решений администрацией МКОУ СОШ № 13 р.п.Дружинино