Изменения-в-ОП-СОО-ФК-ГОС-ДР-13-астрономия

причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение
химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и
свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных
размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая
Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион;
самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус,
Бетельгейзе;
использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и
звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания
по астрономии, отделение ее от лженаук;
оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научнопопулярных статьях.".
3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
Дополнить пункт 2.2.10 подраздела 2.2. раздела 2. основным содержанием учебного
предмета «Астрономия» в следующей редакции:
Астрономия
Предмет астрономии. Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов
человека на Вселенную.
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в
астрономии. Практическое применение астрономических исследований. История
развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет
Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.
Основы практической астрономии НЕБЕСНАЯ СФЕРА. ОСОБ ЫЕ ТОЧКИ НЕБЕСНОЙ
СФЕРЫ. НЕБЕСНЫЕ КООРДИНАТЫ. Звездная карта, созвездия, использование
компьютерных приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная величина.
Суточное движение светил. СВЯЗЬ ВИДИМОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ ОБЪЕКТОВ НА
НЕБЕ И ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КООРДИНАТ НАБЛЮДАТЕЛЯ. Движение Земли вокруг
Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и
календарь. Законы движения небесных тел Структура и масштабы Солнечной системы.
Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до тел
Солнечной системы и их размеров. НЕБЕСНАЯ МЕХАНИКА. ЗАКОНЫ КЕПЛЕРА.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАСС НЕБЕСНЫХ ТЕЛ. ДВИЖЕНИЕ ИСКУССТВЕННЫХ
НЕБЕСНЫХ ТЕЛ.
Солнечная система Происхождение Солнечной системы. Система Земля - Луна. Планеты
земной группы.
Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела Солнечной системы.
АСТЕРОИДНАЯ ОПАСНОСТЬ.
Методы астрономических исследований Электромагнитное излучение, космические лучи
и ГРАВИТАЦИОННЫЕ ВОЛНЫ как источник информации о природе и свойствах
небесных тел. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические
аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера.
ЗАКОН СМЕЩЕНИЯ ВИНА. ЗАКОН СТЕФАНА-БОЛЬЦМАНА.
Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь.
Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до
звезд, параллакс. ДВОЙНЫЕ И КРАТНЫЕ ЗВЕЗДЫ. Внесолнечные планеты.
ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ ЖИЗНИ ВО ВСЕЛЕННОЙ. Внутреннее строение и
источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. ПЕРЕМЕННЫЕ И

ВСПЫХИВАЮЩИЕ ЗВЕЗДЫ. КОРИЧНЕВЫЕ КАРЛИКИ. Эволюция звезд, ее этапы и
конечные стадии.
Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной активности: пятна,
вспышки, протуберанцы.
Периодичность солнечной активности. РОЛЬ МАГНИТНЫХ ПОЛЕЙ НА СОЛНЦЕ.
Солнечно-земные связи.
Наша Галактика - Млечный Путь Состав и структура Галактики. ЗВЕЗДНЫЕ
СКОПЛЕНИЯ.
Межзвездный газ и пыль. В ращение Галактики. ТЕМНАЯ МАТЕРИЯ.
Галактики. Строение и эволюция Вселенной Открытие других галактик. Многообразие
галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры и активность
галактик. Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. ЭВОЛЮЦИЯ
ВСЕЛЕННОЙ. Большой Взрыв. Реликтовое излучение. ТЕМНАЯ ЭНЕРГИЯ.
4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
Дополнить подраздел 3.1раздела 3. «Учебный план» следующим содержанием:
С целью выполнения приказа Министерства образования и науки Российской Федерации
от 07.06.2017 № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 5 марта 2004г. № 1089» в учебный план среднего общего
образования введѐн учебный предмет «Астрономия» за счет часов компонента
образовательной организации.
Изучение астрономии на базовом уровне среднего общего образования направлено на
достижение следующих целей:
-осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов
природы и формирования естественнонаучной картины мира;
- приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения эволюции
Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных
астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
- овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел
принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам,
навыками практического использования компьютерных приложений для определения
вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников
информации и современных информационных технологий; формирование научного
мировоззрения;
- формирование навыков использования естественнонаучных и физико - математических
знаний для объектного анализа устройства окружающего мира на примере достижений
современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
Исходя из поставленных целей, Астрономия призвана стать для каждого ученика 11
класса предметом, формирующим не только единую естественно-научную картину мира,
но и познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности. Нельзя не
отметить важную роль предмета в становлении гражданской позиции и патриотическом
воспитании выпускников – Российская Федерация в контексте развития астрономии,
космонавтики и космофизики всегда занимала лидирующие позиции в мире.
Задачей астрономии является формирование естественно-научной грамотности.
Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную
гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и
применением их достижений, а также его готовность интересоваться естественнонаучными идеями, это знания и умения применительно к реальным задачам. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении

проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него
следующих компетентностей: научно объяснять явления; − понимать основные
особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и
использовать научные доказательства для получения выводов.
Астрономия изучается на базовом уровне в объеме 35 учебных часов с учетом
прохождения государственной итоговой аттестации. В учебном плане на изучение
учебного предмета «Астрономия» отводится 1 час в неделю в 11 классе. Учебный предмет
«Астрономия» вводится с 1 сентября 2017-2018 учебного года.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».